Оглавление
Введение
1. Понятия "достоинство" и "честь" в ретроспективе развития спецслужб в России
2. Современные подходы к этическим категориям "достоинство" и "честь" в деятельности сотрудников спецслужб
Список использованной литературы
Введение Впервые категории чести и достоинства начали разрабатываться представителями римского стоицизма - Сенекой, Эпиктетом и Марком Аврелием, утверждавшими, что честь и достоинство - это высшие человеческие ценности, без которых жизнь теряет смысл. Самоубийство для стоиков более предпочтительно, чем жизнь без чести и достоинства. Эпиктет говорил:
"Нe то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, долга, именно все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет истинную собственность - свое человеческое достоинство"[1].
Категория чести выражает сознание человеком, в том числе сотрудником спецслужб, своей ценности в обществе, а также признание этой ценности со стороны общества. Честь как нравственное понятие указывает на наличие у сотрудника добродетелей, из которых складывается социальная значимость и моральная ценность личности, т.е. добродетелей, необходимых для блага общества и его прогресса. В понятии "честь" ценность личности связывается с конкретным положением каждого человека в обществе, его родом деятельности и значимостью в жизни общества, признаваемыми за ним нравственными заслугами. Ни один человек, будучи частицей общества, не может избежать социальной оценки. Категория чести указывает на связь человека с определенной общностью людей и характеризует его как гражданина.
Понятие чести включает в себя сознание личного достоинства. Эти нравственные понятия тесно связаны и во многом сходны между собой. Подобно чести достоинство раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в которых выражается моральная оценка и самооценка человека, и связано главным образом с потребностью человека в сознании своей нравственной ценности, хотя и не отрицает его общественных заслуг. Честь же опирается, прежде всего, на оценку общественной значимости и общественных заслуг личности, хотя и не отрицает за человеком потребности в сознании своей нравственной ценности. В своем единстве эти категории выступают в качестве эталонов, с помощью которых определяется нравственная ценность человека как представителя социальной группы, класса или всего человечества.
Для сотрудника российских спецслужб, как для каждого гражданина России, понятия "честь" и "достоинство" оказывают определяющее влияние на социальную направленность его профессиональной деятельности, задают те нормы социального поведения, которые не позволяют ему стать "человеком без чести", утратить свое достоинство. Вместе с тем, специфика деятельности сотрудника российских спецслужб, да и сотрудника спецслужбы любой другой страны, жесткие политические и социальные условиях, в которых осуществляется извечная тайная война спецслужб противоборствующих сторон, методы деятельности спецслужб, порою не отличающиеся гуманизмом, накладывают существенный отпечаток на трактовку понятий "честь" и "достоинство" применительно к сотруднику спецслужбы.
1. ............