Часть полного текста документа: ЧИТАЯ МОНТЕНЯ Мишель Монтень является французским философом эпохи Возрождения. Годы жизни: 1533-1592. На надгробном камне могилы Монтеня выбита надпись: "Он догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона". Философская мысль Монтеня опирается на изучение античного наследия и на то немногое, что дала ему философская литература современности. Пиррон называл скептиков "ищущими". "Ищущим ка- кую-нибудь вещь приходится или найти ее, или дойти до отрица- ния нахождения ее и признания ее невоспринимаемости или упорс- твовать в ее отыскании. Поэтому, может быть, и в отношении ве- щей, искомых в философии, одни говорили, что нашли истину, другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи еще ищут". Идею бога Пиррон отвергал: "то, что бог существует, не является вполне очевидным". В историю Монтень вошел как осно- ватель скептицизма, как продолжатель античного скептицизма Пиррона. Отправным пунктом философии Монтеня является предоставле- ние человеку права на сомнение.Сомнению подвергаются догматы религии, само христианское понятие о боге.Отвергая религиозное учение о бессмертии души, Монтень подходит к пониманию созна- ния как свойства материи.В отличие от агностиков, Монтень не отрицает познаваемости мира.Главным принципом его морали явля- ется убеждение в том, что человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое обещано ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в земной жизни. Основным произведением Монтеня являются "Опыты". В "Опы- тах" Монтень продолжает культурные традиции, связанные со сто- ицизмом и эпикурейством; с ними Монтень познакомился, читая произведения римского философа Сенеки и историка Плутарха. Се- нека много писал о человеческой мудрости, которая заключается в том, чтобы стать над страданиями и смертью, презреть их: стоики учили о превосходстве разума над чувствами, прежде все- го такими, как боль, страдание и страх смерти. Выше всех чело- веческих качеств для писателя оказывается "добродетель", кото- рая может быть лишь следствием постоянного и неослабевающего усилия воли, и этим она отличается от обычной, естественной доброты. Там, где человеку не нужно предпринимать усилий, вступать в борьбу со страстями, там нет "добродетели".Этот конфликт, борьба возможны только при активном участии разума, который один лишь может победить страх смерти и подчинить себе страсти. Такая интерпретация роли разума, человеческой воли, активности направлена против подчинения судьбе, провидени, фа- тальной необходимости. 1. О СМЕРТИ "Философствовать - значит учиться умирать" - так называ- ется одна из интереснейших глав "Опытов". "Блаженство и счастье, которыми светится добродетель, заливают ярким сиянием все имеющее к ним отношение, начиная с преддверия и кончая последним ее пределом. И одно из главнейших благодеяний ее - презрение к смерти; оно придает нашей жизни спокойствие и без- мятежность, оно позволяет вкушать ее чистые и мирные радости; когда же этого нет - отравлены и все прочие наслаждения." Мо- жет быть, несколько утрированно, но абсолютно верно, не правда ли? "Все философские учения в один голос предписывают нам пре- зирать страдания, нищету и другие невзгоды, которым подвержена жизнь человека, но все же не это должно быть первейшей забо- той... ............ |