Часть полного текста документа:Что есть Каспий и как его поделить? Евгений Борисович Чернявский, заведующий сектором комплексного развития прибрежных зон в Совете по изучению производительных сил РАН и Минэкономразвития России. "Море проблем" - так называлась вышедшая не так давно книга сотрудников Совета по изучению производительных сил РАН и Минэкономразвития России о Каспии [1]. Действительно, проблем у этого моря-озера немало, но одна из них - ключевая и сдерживает решение других. Это проблема международно-правового статуса моря и его раздела. Разграничение вод после распада СССР На протяжении XX в. дважды - при распаде Российской империи, а потом и при распаде СССР - земли и воды прежде единой державы делили между вновь образованными на ее территории странами. И несмотря на территориальные споры и даже войны, всякий раз сухопутные границы в конце концов каким-то образом закреплялись в договорах, а пограничные воды, если таковые имелись, разделялись без особых осложнений. Так было повсюду, за исключением Каспия. Это удивительно, тем более, что между прикаспийскими государствами - и это надо подчеркнуть особо - не было и нет территориальных споров. Сто лет назад морем владели две державы - Россия и Персия. Затем они пережили каждая свои смуты и распады, затем снова стали двумя государствами - СССР и Ираном, и, наконец, после распада СССР их стало пять: Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Иран (рис.1). Но воды Каспия, как никогда не были разделены, так не разделены и по сей день. Более того, даже не согласованы принципы их разделения. Рис.1. Прикаспийские государства в 2007 г. на фоне батиметрии дна. "С распадом СССР и появлением трех новых прикаспийских государств политическая ситуация в регионе изменилась кардинально, но международно-правовой статус Каспия остался без изменений", - так объясняет дело юрист-международник Ю.Г.Барсегов [2]. Отсюда следует, что статус Каспия не выдержал распада СССР в силу своей исключительности. Он оказался исключительно плох. Для сравнения обратимся к истории раздела вод между Финляндией, Эстонией и Россией (рис.2). При дележе владений бывшей Российской империи в 1920 г. Финский залив был разбит этими странами на три части, Ладожское озеро - на две (финскую и российскую), Чудское и Псковское озера - тоже на две части (эстонскую и российскую). В 1939-1940 гг. СССР отвоевал у Финляндии большие территории. Соответственно изменились и границы вод. Ладожское озеро стало целиком советским, а в Финском заливе доля СССР увеличилась за счет финских владений. Эстонские владения при этом затронуты не были. Несколько месяцев спустя все эстонские земли и воды вошли целиком в состав СССР. При этом событии финские владения в море никак не изменились. Наконец, в 1991 г. советская часть Финского залива и Чудское озеро были разделены между Россией и Эстонией. Новая граница местами оказалась не там, где проходила граница 1920-1940 гг. Она оставила Псковское озеро России, точно совпала со старой на Чудском озере и вышла к морю в устье реки Наровы. Это на 12 км западнее выхода к морю прежней границы. От этой точки начинается новая морская граница между Эстонией и Россией. Рис.2. Граница между РСФСР и Эстонией в 1920-1940 гг. (зеленая линия) и современные (красные линии). Каков же вывод из этой истории? Он состоит в том, что хотя те договоры о границах, которые заключали между собою Финляндия, Эстония, РСФСР, СССР, а затем и Россия, с точки зрения одной из сторон могли выглядеть несправедливыми, но юридически они были составлены правильно. ............ |