Мелешкова Н.О.
Нам так хотелось бы разговаривать и играть с нашими детьми, отвечать на их вопросы и рассказывать им на ночь сказки! Но мы измотаны на работе и заняты своими проблемами. Так что сил и времени на полноценное общение с ребенком катастрофически не хватает. И тогда нам на помощь спешат телевизоры, компьютеры и видеоплееры. Пока ребенок смотрит мультики и телепередачи, мы можем подольше поспать в выходные, спокойно поговорить по телефону и заняться своими делами, так, чтобы никто не мешал и не дергал. А тем временем малыш оказывается в мире рекламы, боевиков, триллеров и сериалов.
- Но разве это серьезная проблема? - спросит кто-то из наших читателей.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся, как такие «виртуальные няни» влияют на развитие ребенка.
Однажды я открыла дверь детского сада и услышала крик из стайки играющих малышей: «Эй! Кидай сюда горящие бутылки!!!» Воспитатель, увидев мое удивление, пояснила: «Вы не пугайтесь! Это вчера по телевизору Джеки Чана показывали. Родители смотрят - и дети вместе с ними. А с утра малыши играют во все, что вечером видели. У нас здесь и монстры, и трансформеры, и черепашки ниндзя, и даже Дом 2».
Такие игры в телегероев отражают огромное влияние виртуального компьютерно-телевизионного воспитания на все сферы развития ребенка.
Мозг малыша впитывает информацию как губка. А телевизоры и компьютеры представляют собой идеальные источники легко доступной информации, получение которой не требует никаких физических и интеллектуальных усилий. Чтобы ее раздобыть не нужно никуда ходить или листать книгу. Необходимо просто нажать на кнопку. Эта информация фиксируется в подсознании человека в виде образов и сохраняется в его памяти на всю оставшуюся жизнь.
Итак, впустив в себя эти образы, ребенок начинает в них играть. А игра – это не просто детская безделица. С ее помощью каждый ребенок учится использовать в реальной жизни то, что он увидел и узнал. И если малыш играет в черепашек ниндзя, это значит, что он упражняется чувствовать, двигаться, думать, общаться с окружающими и относиться к самому себе так, как это делают его кумиры.
Давайте рассмотрим более детально, что же происходит с ребенком. Одной из главных задач развития дошкольника является познание свойств собственного тела и окружающего мира. Малыш учится ползать, бегать и прыгать. Он узнает, что такое горячо, холодно, быстро, медленно, далеко, близко. А главное, он начинает понимать, что для него безопасно, а что нет.
Иногда взрослым кажется, что все эти навыки и представления появляются у ребенка сами собой. Однако, это не совсем верно. Для их формирования ребенок должен как можно больше контактировать с реальным физическим миром, находиться на природе и двигаться. Например, представления о времени (быстро – медленно) и пространстве (далеко – близко) развиваются у малыша только при ходьбе пешком. Следуя по разным маршрутам, малыш думает примерно так: «Детский сад – близко! Мы туда с мамой быстро приходим. А поликлиника – далеко. Туда нужно идти долго-долго, пока не устанешь!» И если ребенок лишен достаточного количества пеших прогулок и игр на улице, то у него появляется искаженное восприятие пространства и времени.
К сожалению, городские дети слишком мало двигаются, и слишком много сидят у телевизоров и компьютеров, все больше и больше уходя от нас в виртуальный мир. Опасность такого времяпрепровождения кроется в том, что законы виртуального, мультяшно-компьютерного мира и способности его обитателей противоречат законам мира физического и свойствам живых существ. ............