Часть полного текста документа:Что такое история и нужна ли она дошкольникам Светлана Труфанова В нашей стране традиционно отношение к истории носит яркую эмоциональную окраску. В отличие от народов других стран, мы не можем принять события нашего прошлого как данность и, постоянно возвращаясь к ним, вынуждены сами себе объяснять их, оправдывая прошлое. Такая позиция наблюдается как в средствах массовой информации, литературе, некоторых учебных пособиях, так и в обыденной жизни. Часто в учебной и научно-популярной литературе авторы действуют в рамках социального заказа. Бывает, что на улице, в транспорте то там, то здесь мы слышим дискуссии о недавнем и далеком прошлом нашей страны и мира. Анализ событий часто носит необъективный характер, факты, приводимые сторонами трудно назвать безупречными. И, если взрослые могут не обращать внимания на ненужную информацию, то дети впитывают все, а их попытки анализировать услышанное, часто выливаются в неожиданные для нас вопросы. Имея большой опыт работы с детьми младшего школьного возраста, я могу сказать, что, приходя в 5 класс, когда по программе учащиеся приступают к изучению предмета, многие из них уже имеют представление об истории России и мира, у них есть свои суждения и, иногда, заблуждения. Взрослые, так или иначе, передают детям стереотипы, вложенные в них когда-то в школе, ВУЗе, во время общения с людьми. Однако нельзя забывать, что временем многое изменилось в окружающем нас мире, историческая наука расставила новые акценты, и дала возможность человеку изменить свое отношение к событиям прошлого. Дошкольники - люди любопытные и за формулировкой, с которой начинаются практически все сказки "давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве...", они пытаются разглядеть что-то еще. Появляются вопросы "Почему?", касающиеся одежды, образа жизни и др. Мы, так или иначе, рассказываем детям истории, о нас самих, о нашей жизни. Воспоминания людей старшего поколения - дедушек и бабушек вызывают у малышей интерес и живое участие. Фильмы, поход в музей, интересная иллюстрация в книге - все может стать причиной любопытства наших детей. История как область знаний несет в себе не только фактический материал, она не только дает нам факты, цифры, и другое, что пополняет наши знания. В истории, как и любой другой науке, весь фактический материал - лишь основа для познания мира и саморазвития. Изучение истории, как и любой другой науки, дает возможность расширять кругозор, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. История позволяет также сформировать пространственно-временные представления, научить детей уважению к жизни и достижениям предков, уважению культуры своего народа и народов мира. Кроме того, исторический материал - обширное поле для развития фантазии, воображения, речи. Помимо самой науки истории, рядом с ней и внутри нее существуют еще археология, палеонтология, геральдика, метрология и другие дисциплины, помогающие понять исторические события. У дошкольников, как у взрослых, свои интересы, предпочтения. Одному нравятся автомобили, другой может часами говорить о самолетах, третьего увлекают корабли, оружие, девочки живо интересуются нарядами, прическами. ............ |