ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Воронежский филиал
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине "Психология и педагогика"
ТЕМА: "Чувства и эмоции"
Выполнил: ст. группы Фз-207
Овчинникова Елена Всеволодовна
Шифр зачетной книжки Фз-207-1093
Проверила: Вострикова М.М.
Воронеж 2008
Содержание
Понятие о чувствах. 3
Формы переживания чувств. 5
Теории эмоций. Эволюционная теория Ч. Дарвина. 12
Рудиментная теория эмоций. 13
Теории Джемса - Ланге. 13
Активационная теория Линдсея-Хебба. 15
Теория конгнитивного диссонанса Л. Фестингера. 17
Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтер. 18
Информационная теория П.В. Симонова. 19
Методы преодоления стресса. 20
Внутренний монолог. 21
Методы эмоциональной проработки. 23
Проверки своего эмоционального состояния. 24
Мониторинг физических и физиологических признаков. 25
Ведение дневника. 26
Упор на духовные ценности. 26
Используемая литература. 28
Понятие о чувствах В процессе своего существования человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится каким-либо образом к тем или иным фактам, то есть испытывает те или иные чувства по отношению к ним.
Чувства - переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, к тому, что он познает или делает. Чувства - особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому. То есть чувства являются особым эмоциональным состоянием человека. Вместе с тем чувство является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым. Например, переживание выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко большой продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира личности и обретению необходимого равновесия.
Чувства характеризуются тем, что имеют личностный характер, то есть они отражают значимость предметов и явлений для данного человека и данной ситуации.
Чувства порождаются двумя причинами:
1) потребностями человека;
2) способностью человека эмоционально отражать определенные свойства объектов. Первая причина является объективной, так как без удовлетворения потребностей человеку не прожить, вторая - субъективной, поскольку связана с личностным опытом и ценностными категориями каждого. Ситуативность чувств проявляется в том, что одно и то же явление человек переживает по-разному в зависимости от обстоятельств. Также чувствам свойственна амбивалентность, то есть двойственность, или противоречивость, вызванная противоречием между устойчивыми и ситуативными чувствами. Еще одной характеристикой чувств является их полярность - например, любовь - ненависть, приятное - неприятное и т.д. Чувства обладают направленностью по отношению к окружающим человека объектам. Решающей чертой чувств является их интегральность, то есть исключительная возможность к объединению и подчинению других состояний и реакций. ............