Часть полного текста документа:Claudio Monteverdi (1567-1643) Введение Родился в Кремоне, 15 мая 1567; умер в Венеции 29 ноября 1643. Итальянский композитор эпохи позднего Ренессанса, важнейший основатель нового музыкального жанра - оперы, привнесший "современное" светское содержание в церковную музыку. Ранняя карьера. Монтеверди, сын цирюльника и военврача, учился музыке у maestro di cappella (музыкального руководителя) Кремонского кафедральнго собора Маркантонио Инжигнери, известного музыканта, писавшего церковную музыку и мадригалы в стиле, хотя и современном 1570-му году, но отнюдь не революционном. Маленький Клаудио был очень способным учеником. В подростковом возрасте он уже опубликовал несколько произведений как на религиозную, так и на мирскую тематику, и все из них были написаны в стиле Инжигнери и были не хуже, чем те, которые публиковал сам преподаватель. Кульминацией раннего периода стал выход в свет двух мадригальных книг, изданных известнейшим венецианским издателем в 1587 и 1590 годах. Прекрасные произведения, вошедшие в их состав, более современны, чем публикации Инжигнери - вероятно, как следствие уроков, взятых у мадригалиста Лука Маренцо, величайшего итальянского мадригалиста того времени. Но, тем не менее, несмотря на успешную публикацию, не к этому стремился молодой Монтеверди, не это было его целью. Клаудио манила сцена. При дворе Гонзаги. Точно не известно, когда Монтеверди покинул родную Кремону, но в 1590 году он поступил на службу при дворе герцога Мантуйского Винченцо Гонзаги в качестве исполнителя на струнных инструментах. Он сразу же познакомился со многими известными композиторами и музыкантами того времени, но наибольшее влияние на него оказал его новый maestro di cappella, фламандский композитор-модернист Гиа де Верт, который, несмотря на то, что не был уже молодым человеком, оставался активным участником авангардистского движения девяностых годов 16-го века. Самым сложным моментом при написании музыки этого стиля являлось то, что настроение музыки должно было в точности соответствовать настроению стихов, и при исполнении произведения декламировать требовалось чрезвычайно бережно. Де Верт для своих произведений выбрал крайне эмоциональную поэзию Тассо и его главного конкурента Баттисто Гуарини, и музыка его, соответственно, тоже была очень эмоциональной, немелодичной и сложной для исполнения. Тем не менее, музыка эта немедленно обратила на себя внимание Монтеверди, и первая книга мадригалов, изданная им в Мантуе, показывает несомненное влияние, которое оказало новое для него течение на Монтеверди. Следует отметить, что, хотя в ней так и не достигнуто понимания стиля, налицо полное изменение направления творчества Клаудио - угловатые мелодии, диссонирующая гармония на грани нервного срыва. Гуарини - фаворит, и каждый нюанс его стихов гиперэкспрессирован - даже за счёт общей музыкальности. Новый стиль и новое окружение оказали негативное влияние на продуктивность композитора. Хотя он и продолжал сочинять, за последующие 11 лет его произведения почти не издавались. В 1595 он аккомпанирует своему работодателю во время гастрольной поездки по Венгрии, а четырьмя годами позже - по Фландрии. В 1595 году Монтеверди женится на придворной певице Клаудии Каттанео, родившей ему троих детей, один из которых умер в младенчестве. В 1596 году, когда пост maestro di cappella освободился вследствие смерти де Верта, к великому сожалению Монтеверди, вакантное место досталось не ему, но шесть лет спустя в возрасте 35 лет он добивается своего и занимает место руководителя. ............ |