Часть полного текста документа:Д. Норман. Память и научение. (конспект) Память = усвоение + сохранение + извлечение info. Научение - намеренное усвоение опред. материала. Сенсорная память После краткого предъявления зрит. сигнала след длится неск-ко сотен миллисекунд. След позволяет вести переработку поступившей info дольше, чем длится само изображение. Это позволяет зрит. образу сохраняться во время мигания. Эксперимент Сперлинга (буквы --> сигнал, чем больше время между ними (от 100 до 1000 мсек), тем хуже воспроизведение). Этапы переработки info У. Джеймс: первичная память - мех-м, позволяющий без усилий восстанавливать в памяти происшедшее сейчас (info легко доступна, ярка) вторичная память - требует усилий и поиска; восстановление событий прошлого (м/б обманчивой) Этапы: Сенсорная память - один из первых этапов, через кот. проходит info В первич. памяти мы впервые осуществляем сознательный контроль за переработкой info; мы м/выбрать, как поступить с материалом перчив. памяти, но не м/контролировать, что туда поступает Стратегич. приемы и процессы переработки взаимод-т с накопленными знаниями. Память хранит не все. Знание м/б заменено мыслью (я не помню, сколько будет 479*356, но могу вычислить) В первич. памяти производится намеренная переработка info, помогающая запоминать ее и интерпретировать, а также выводить из нее дальнейшие заключения. Для полной интерпретации и понимания входных сенсор. сигналов недостаточно того, что содержится в самих сигналах. Сенсор. образ д/б облечен плотью в рез-те его истолкования, кот. возможно лишь на основе внутр. структур, создаваемых для этой цели когнитив. системой. Ту часть анализа, кот-я исходит от высших концептуальных уровней, наз-т "концептуально направляемой переработкой info" ("нисходящей переработкой"), а ту его часть, кот. начин-ся с сенсор. данных, извлекает их существенные св-ва и объед-т в информативную единицу - "переработкой, направляемой данными" (или "восходящей переработкой"). Первая переработка управляема, вторая более автоматична. Первичная память То, насколько удается запомнить фразу, м/зависеть от спос-ти перцептив. системы понять эту фразу, от спос-ти сосредоточиться, имеющихся знаний, желания запомнить, ... и лишь в малой степени от св-в систем первичной памяти Ум ищет смысл и порядок, чтобы с их помощью можно было потом восстановить info. Когда есть интерпретация, система памяти работает лучше. Как измерить функцию одной лишь памяти, если каждая часть системы помогает остальным? - Бессмысленные слоги, случайные цифры. Список слов. Надо воспроизвести в любом порядке. Лучше воспроизводятся последние (еще находятся в первичной памяти). Рассеивается ли info из первичной памяти просто с течением времени или же из-за вмешательства других элементов и операций? Играют роль и время, и помехи. Самопроизвольное исчезновение info происходит через 10 - 15 сек., действие помех характеризуется одинаковой (на 1/3) убылью info под влиянием каждых 3 - 4 мешающих элементов. Когда люди стараются вспомнить слова и буквы, предъявленные им визуально, то совершаемые ошибки бывают фонологическими, т.е. ............ |