Часть полного текста документа: Даосизм - (кит. дао цзя или дао цзяо), одна из основных китайских религиозно -философских школ, основанная в сер. I - го тысячелетия до н. э. Лао-Цзы. Создание учения Дао дало мощнейший духовный импульс для развития всей дальневосточной культуры. Часть последователей в полной мере восприняла духовный импульс от своего учителя и сама стала передавать дальше то, что стало называться "передачей истины" или "истинной передачей" ("чженьчуань"). Однако большинство стало лишь имитировать внешнюю форму: ритуалы, слова, поступки и особые одеяния. Таким образом, в начале н. э. Даосизм разделился на два направления - первое осталось чисто философским, а второе оформилось в развитую религию. Основные принципы Даосизма изложены в трактате "Дао де дзин", авторство которого приписывают Лао-Цзы. "Дао де цзин" стал концентрированным выражением тех удивительных и во многом непонятных импульсов духа, охвативших Китай в середине 1-го тысячелетия до н. э. Мы рассмотрим философское направление Дао. Главная категория философского даосизма - Дао (путь) - понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего, как источник всех явлений материальной и духовной жизни. Дао являет собой как бы обобщенное понятие о закономерностях развития мира. Все, что существует, говорится в "Дао дэ цзине", произошло от Дао, чтобы затем, совершить кругооборот, снова в него вернуться. "Дао породило небытие, небытие породило бытие, бытие породило Небо и Землю, земля породила мириады существ, когда они умирают - они возвращаются в Дао". Дао не только первопричина, но и конечная цель и завершение бытия. Дао неограниченно. Оно существует в каждое мгновение и в каждой вещи. "Откуда же оно вышло само? Оно породило самого себя" - утверждает Лао-Цзы. Изначально Дао пустотно. Именно этой пустотностью обеспечивается его неисчерпаемость. Умение использовать вещи и людей, не истощая их, считалось в Даосизме высшим искусством. Каждая вещь изначально пустотна, то есть бескачественна, и для того, чтобы сделать ее вечной и неисчерпаемой, нужно понять искусство использования мощи универсального начала. Пустотность Дао сравнивалась даосами с флейтой, из которой можно извлекать звуки лишь благодаря полому пространству внутри ее. Это и есть завуалированное использование пустоты Дао. С точки зрения Даосизма мир рождается путем разделения на два: Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда вес узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Таким образом, для каждой вещи, появившейся в этом мире, тут же появляется вещь, ей противоположная. Однако они не противопоставляются друг другу, а лишь служат дополнением одна другой. Появление "зла" объясняется тем, что истинное Дао не "гуманно", не "справедливо", оно "пустотно". Оно лежит выше всяких человеческих оценок и недоступно чувственному восприятию: то, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять, - это не Дао. Дао. ............ |