Часть полного текста документа: Реферат по культурологии Тема: Даосизм и его влияние на китайскую культуру. студентки группы М / Ю - 103 Математического Колледжа Пономаревой М. И. Москва, 1997. Оглавление. Оглавление .......................................................................................................... стр.1. Почему я выбрала именно эту тему? (Актуализация реферата) ..................... стр.2. Введение ............................................................................................................. .стр.3. История даосизма ............................................................................................... стр.5. Отцы даосизма .................................................................................................... стр.8. Дао и другие основные понятия даосизма ..................................................... стр.12. Заключение ........................................................................................................ стр.15. Библиография .................................................................................................... стр.17. Почему я выбрала именно эту тему? Почему я выбрала именно эту тему для своего реферата? Почему я пишу его именно о даосизме? Дело в том, что лично я предпочитаю делать такого рода работу не о том пред-мете, который я знаю хорошо, а о том, что я знаю плохо, о том, в чем не разбира-юсь, о том, что мне будет интересно изучить просто для себя. Даосизм - это именно такая тема. В литературе, которую я читала еще до начала писания оного реферата, о даосизме было написано что-то очень приблизительно-невнятное. В одних источниках даосизм называли философией. В других - религи-ей. В третьих - философией, постепенно трансформировавшейся в религию. В чет-вертых говорилось, что даосизм - это ни философия, ни религия, а вообще искусст-во. Пятые источники настаивали на том, что даосизм нельзя отнести ни к филосо-фии, ни к религии, ни к искусству, и вообще это черт знает что (к коей точке зрения постепенно склоняюсь и я). В каких-то-там-по-счету источниках утверждалось, что даосизм вообще не цельное явление, а просто жили давным-давно некие авторы, писавшие о своих мистических переживаниях, а их какие-то дураки зачем-то назвали "отцами даосизма". Ну, посудите сами, можно ли было не заинтересоваться подобной темой! Введение. Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось очень сложно. Ибо "даосизм" - понятие весьма многомерное и многозначное. Само слово "дао" вовсе не является исключительным достоянием даосизма. Оно принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ древнего Китая видел в нем обозначение истины или, точнее, глубочайшей правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы - приверженцы Дао. И хотя это понятие дало название даосизму (дао цзяо), ничего собственно даосского в нем нет. Это одна из важнейших категорий всей китайской культуры. Специ-фично лишь ее осмысление даосизмом. Если в конфуцианстве Дао - путь нрав-ственного совершенствования и правления на основе этических норм, то в даосизме Дао космологизируется, приобретая значение высшего первоприн-ципа, мировой субстанции, источника бытия всего сущего. Даос живет тем, что живо вовеки - капиталом духа. Даосизм есть прежде всего оправдание традиции. Правда Дао - это то, что дается нам прежде, чем мы познаем сами себя, и она есть то, что перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы уйдем. Что же это? "Классики" даосской тра-диции дают по видимости туманный, а по сути очень точный ответ: все то, что существует "само по себе" (цзы жань), что не порождено людским умствова-нием и озабоченностью, что не несет на себе печати натуги, напряжения, насилия. Мудрость приверженца Дао - это не знание и не искусство, а некое умение - совершенно неумелое - "не затемнять суетным деланием великий покой бытия". ............ |