Часть полного текста документа:Д.Б. Эльконин. Психология игры. Шиллер: игра - наслаждение, связанное со свободным от внеш. потр-ти проявлением избытка жизненных сил. Спенсер: игра - искусственное упражнение сил; в игре находят выражение низшие спос-ти, а в эстетич. деят-ти - высшие. Вундт: Игра - дитя труда, в игре все имеет прототип в форме серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Эльконин: человеч. игра - деят-ть, в кот. воссоздаются соц. отнош-я между людьми вне условий непосредственно утилитарной деят-ти. При описании дет. игры психологи особо выделяли работу воображения, фантазии. Дж. Селли: сущность дет. игры заключ-ся в выполнении какой-нибудь роли. Эльконин: именно роль и связанные с ней действия и составляют единицу игры. Структура игры: роли игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный хар-р игровое употребление предметов реал. отнош-я между играющими детьми Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражен в игре смысл, задача и система отнош-й воссоздаваемой деят-ти взрослых; чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деят-ти. На сюжеты игры решающее влияние оказ-т окружающая ребенка действит-ть, соц. усл-я жизни. Игра особенно чувствительна к сфере человеч. деят-ти, труда и отнош-й между людьми (железная дорога - играли лишь после того, как им показали конкрет. взаимоотн-я, действия). Об историч. возник-и ролевой игры. Плеханов: в истории человеч. общ-ва труд старше игры игра возник-т в ответ на потр-ти общ-ва, в кот. живут дети и актив. членами кот. они должны стать Аркин: поразит. устойчивость дет. игрушки (одинак. у разн. народов) игрушки первобыт. общ-в и недавнего историч. прошлого по сути одни и те же --> игрушка отвечает каким-то неизмен. природ. особ-тям ребенка и не наход-ся в связи с жизнью общества (противоречит Плеханову); но Аркин говорит не о всех, а лишь изначальных игрушках: звуковые (погремушки), двигательные (мяч, змей, волчок), оружие (лук, стрелы, бумеранги), образные (изображ-я живот-х, куклы), веревочка (из нее делают фигуры). Эльконин: эти игрушки не изначальны, а тоже возникли на опред. ступенях развития общ-ва, им предшествовало изобретение чел-ком опред. орудий труда (Н., добывание огня трением, трение обеспеч-ся вращением, отсюда вращательные игрушки, кубари и т.д.) Алт (пункты далее - не только его): Исходное единство трудовой деят-ти и воспитания. Воспитание в примитив. общ-вах: одинаковое воспитание всех детей ребенок должен уметь делать все, что делают взрослые кратковременность периода воспитания непосредств. участие детей в жизни взрослых раннее включение в труд (!!!) там, где ребенок м/работать со взрослыми сразу, игры нет, а там, где нужна предварит. подготовка - есть. не существует резкой грани между взрослыми и детьми дети рано становятся действительно самостоятельными дети играют мало, игры - не ролевые (!!!) если данный труд важен, но еще недоступен для ребенка, для овладения орудиями труда используются уменьшенные орудия, с кот. ............ |