Часть полного текста документа:Дебют формирование конкурентной стратегии фирмы: возможности контрактного подхода А.В. Барсукова, аспирантка кафедры экономической теории, Ростовский государственный университет В статье предложен новый подход к формированию конкурентной стратегии фирмы как сети контрактов, позволяющий рассматривать корпорацию как целостность. Разработана модель контрактной стратегии фирмы на основе неоинституциональной теории, определены ее ограничения, возможности использования и критерии построения. В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ теории фирма изучается с позиций различных школ и концепций. В рамках неоинституциональной теории фирмы в соответствии с контрактным подходом фирма анализируется как сеть контрактов. "Экономическая организация - это специфическая процедура координации" [1, с. 22]. В.Л. Тамбовцев предлагает рассматривать и формирование стратегии фирмы как своеобразный контрактный процесс, как нестандартную контрактацию [3, с. 39]. С этой позиции формирование стратегии изучается по двум основным направлениям: через взаимодействие с инсайдерами и аутсайдерами. Однако, на наш взгляд, фирма как сеть контрактов включает: - совокупность взаимодействий, направленных на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределенности; - сеть двусторонних долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов и управляющими; - структуру управления, целью которого является установление порядка между экономическими агентами в условиях ограниченной рациональности, оппортунистического поведения и специфичности используемых ресурсов. В силу этого формирование стратегии фирмы предполагает заключение: - контрактов межу организацией и внешними агентами по поводу получения прибыли; - контрактов между собственниками ресурсов и управляющими, что порождает проблему "принципал-агент"; Формирование конкурентной стратегии фирмы как сети контрактов3 - внутрифирменных контрактов по поводу организации производственного процесса. Таким образом, стратегия представляет собой своеобразный отношенческий контракт, а не классический контракт1. Предлагаемая классификация контрактов фирмы показывает, что в формировании стратегии фирмы участвуют не только инсайдеры (второй и третий тип контрактов), но и аутсайдеры (первый тип контрактов). Однако многие фирмы закрывают информацию о своей стратегии, разрешая доступ к ней только ограниченному кругу высших менеджеров, поскольку доступность информации о стратегии фирмы для аутсайдеров повышает вероятность ее утечки, чем могут воспользоваться конкуренты в своих целях. 1 Выгодность рассмотрения стратегии как отношенческого контракта доказана в работе В.Л. Тамбовцева "Контрактная модель стратегии фирмы" [3, с. 39-51]. С другой стороны, если инсайдеры и аутсайдеры будут ознакомлены со стратегией фирмы, то их роль становится для них более определенной, а их действия, направленные на достижение конечного результата деятельности организации, - более эффективными при прочих равных условиях2, что повышает эффективность деятельности организации в целом. В этих условиях деятельность фирмы осуществляется в двух вариантах ограничений (см. ............ |