План
Введение.......................................................................................................... 3
1. Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции.... 4
2. Декабристы в Тобольске........................................................................... 10
3. Значение деятельности декабристов в Сибири........................................ 11
Заключение.................................................................................................... 14
Список литературы....................................................................................... 15
Введение
"Эдакой страшной стихии мятежей нет и в Европе. Кто были на площади 14 декабря? Одни дворяне. Сколько же их будет при первом новом возмущении? Не знаю, а кажется, много".
Дневник А.С. Пушкина, запись от 22 декабря 1834 года.
14 декабря 2005 года исполнилось 180 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Движение декабристов является важной вехой в политическом и общественном развитии как России в целом, так и отдельных ее регионов. Пребывание декабристов в Сибири делится на несколько этапов, главными из которых, на наш взгляд, являются пребывание в тюремном заключении, на каторге и на поселении. В 30-е гг. XIX в. начинается ослабление режима наказания декабристов и часть из них оказывается под полицейским и административным надзором в Западной Сибири.
Находясь в сибирской ссылке, декабристы внесли огромный вклад в развитие этого региона. Цель реферата – анализ деятельности декабристов в западной Сибири.
1. Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции
Велики заслуги декабристов в области просвещения в Сибири. Будучи образованнейшими людьми своего времени, декабристы-изгнанники себя рассматривали как просветителей и устроителей жизни в этом крае, на своей новой родине.
Просвещение в России, а особенно в Сибирском регионе и на окраинах, в первой половине XIX века развивалось крайне медленными темпами. В 1800 году в Сибири существовали 2 главных народных училища, 9 малых, а также школа татарского языка при Тобольском главном народном училище. Согласно школьному уставу 1804 года в Сибири предполагалось открыть 3 гимназии и 32 уездных училища. Однако скудное финансирование замедлило реорганизацию гражданской школы в Сибири.
Следует отметить, что оживление школьного дела в Сибири началось в связи с ревизией Сперанского и реформой местного самоуправления. Если к 1815 году по всей Сибири было открыто или реорганизовано из малых народных училищ только 7 уездных училищ (из 32 по уставу 1804 года), то с 1815 по 1825 годы их количество возросло до 19.
После подавления восстания декабристов правительство перешло к жесткому курсу, суть которого выражалась в том, чтобы «все сословия получали только соответствовавшее их положению образование». По уставу гимназий и училищ 1828 г. усиливалась сословная замкнутость в системе образования и нарушалась преемственная связь школ. Одногодичные приходские школы предназначались для обучения детей самых низких сословий, уездные училища с трехгодичным сроком обучения – для детей купечества и чиновничества, гимназии с семилетним сроком обучения – для детей «благородного сословия». Доступ в университет имели лишь выпускники гимназий; правительство финансировало в основном университеты и гимназии. ............