Часть полного текста документа:Декарт о рефлекторной дуге С именем Декарта (1596 - 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - духовное - бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания. Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только "тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины", т.е. в области научного исследования. В первую очередь Декарт сомневается в достоверности чувственного мира, т.е. "в том, имеются ли среди тех вещей, которые попадают под наши чувства, или которые мы когда-либо вообразили, вещи действительно существовавшие на свете". О них мы судим по показаниям органов чувств, которые часто обманывают нас, следовательно, "неосмотрительно было бы полагаться на то, что обмануло нас хотя бы один раз". Но при этом "столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я существую истинно и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли". Таким образом, Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания "Я" и обращается к описанию только своих мыслей (сомнений), т. е. субъективных состояний. Мышление - это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. "Субстанцию, в коей пребывают наши представления, мысли и знания, назовем мыслящей вещью, или духом, или иным именем, только бы не смешивать ее с телесной субстанцией, так как умственные акты не имеют никакого сходства с телесными и мысль всецело отличается от протяжения". Сопоставление телесной и духовной субстанций привело Декарта к выводу о "полнейшей разнице, существующей между духом или душой человека и его телом", которая состоит в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим". Из положения о двух абсолютно противоположных субстанциях, каждая из которых - по определению - не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой, следовал вывод об их независимом существовании. Чисто материальные вещи - это вся природа, включая небесные тела, земные тела - неживые, растения, животные, а также тело человека. Мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении, - это душа. Она "всецело и поистине раздельна с моим телом и может быть или существовать без него". В вопросах физиологии, как и природы в целом, Декарт - материалист. В объяснении влияния нервов на движение мускулов и работу органов чувств использует понятие о "животных духах". ............ |