1.Введение
До появления денег люди должны обращаться к бартеру. При нём требуется искать потенциальных партнёров, способных удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижения согласия по условиям обмена. Таким образом, бартер приводит к высоким издержкам, связанным с поиском, и трансакционным издержкам. Другими словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.
При денежном обращении реализация товара может вовсе не совпадать с одновременной покупкой со стороны продавца: она может совершаться в другое время, в ином месте, с иным торговым партнером. Деньги, став посредником между продавцом и покупателем, расширили рамки торговых сделок, делают более ёмким рынок и придают ему большую динамичность. Недаром А. Смит сравнивал деньги с шоссейными дорогами, которые облегчают передвижение населения и товаров и ускоряют тем самым экономическое развитие. Ведь чем быстрее продается товар, тем скорее производитель, получив доход от реализации, возобновит производство и, возможно, расширит или модернизирует свое дело. А это будет означать рост ВВП. Поэтому необходимо в экономическом анализе учитывать деньги, выясняя причины их применения обществом, а также ту роль, которую они играют в уровне выпуска продукции, общем уровне цен и темпах инфляции.
Очень важным представляется и тот момент, что в современном сознании «деньги» означают очень много. Это и символ общественного положения, и фактор материального благосостояния, и предпосылка духовного развития - и в то же время, - причина многих преступлений и морального деградирования. Поэтому взгляды на этот экономический феномен радикально противоположные - от осуждения, например, по религиозным мотивам, до восхищения их функциональностью. (Б.Шоу).
2.Предложение денег и факторы, его определяющие. Денежные агрегаты.
Денежный рынок представляет собой экономические отношения, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств общества для авансирования расширенного воспроизводства. В качестве системы экономических отношений создается хозяйственными и банковскими структурами в целях удовлетворения общественных потребностей в денежных средствах.
Как система денежных отношений, регулирующих предпринимательскую деятельность, рынок денежных средств основывается на соответствующих функциях хозяйственных структур и банков. Это наглядно подтверждается практикой целевых товарных рынков, где главная функция реализация цены товаров в деньгах выполняются продавцами этих товаров. Наряду с этим денежный рынок выступает в роли главного регулятора расширенного воспроизводства и выполняет ряд внутренне присущих ему функций.
Первая функция этого рынка организация свободной конкуренции производителей и продавцов товаров. Ее выполнение основывается на свободном удовлетворении спроса на денежный товар рыночных хозяйственных структур, в результате чего создается возможность для технического обновления производства, расширения номенклатуры вырабатываемых изделий и масштабов хозяйственно-финансовой деятельности.
Вторая функция рынка - образование ниш и сегментов предпринимательской деятельности хозяйственных структур и банков. ............