Ефанова В.Н.
Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19. 21).
Кто из нас, услышав эти евангельские слова, не задумывался о том, насколько он похож на молодого землевладельца, спрашивавшего Спасителя: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Касалась ли печаль, погнавшая юношу прочь от Иисуса Христа, вас легким крылом или всей своей тяжестью обрушивалась на сердце? Одни с облегчением вздыхают: «Богатство мое не столь велико». Для других же и скудное владение, скромный достаток – повод к угрызениям совести.
Восток и Запад
Веками христианство, усилиями святых отцов, богословов, пастырей и мирян, основываясь на Священном Писании и Священном Предании Церкви, вырабатывало свое отношение к деньгам, собственности, богатству. Не стоял на месте и мир – развивались финансовые системы, крепли экономические науки, оттачивались навыки превращения денег в еще большие деньги.
Отношение человека к деньгам – всегда очень личное. В нём раскрывается всё: все человеческие привычки, стремления, надежды и страхи. Деньги как законсервированные поступки человека в этом мире, как фактор, определяющий его потенциал в поле жизненных свершений, во все времена привлекали к себе внимание религиозных мыслителей.
Для любого человека, мало-мальски изучавшего богословие, хорошо известно, что вопрос о деньгах и связанных с ними финансовых и коммерческих отношениях между членами общества является неотъемлемым атрибутом именно западной христианской мысли, порабощенной юридическим взглядом на духовную жизнь человека и общества. На Востоке, развивавшем учение о благодати в другом ключе, юридические вопросы и финансы как инструмент количественного измерения деятельности участников правовых отношений, никогда не играли решающей роли. В трудах восточных христианских богословов мы не находим развернутого и регламентированного учения о роли денег в жизни человека. «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12. 15)», – учил Господь Иисус Христос. Под жизнью на Востоке понималась, прежде всего, жизнь духовная, а последняя мало пересекалась с темой денег.
Осуждая любостяжание как болезненную привязанность к накопительству, Христос вовсе не отрицал законность денег как таковых. Господь велел апостолу Петру платить подать на храм, а лукавых фарисеев удивил советом отдавать кесарю кесарево.
Спаситель попросту велит по-детски отдавать кусочек металла тому, кто велел его изготовить и поместил на нём свое изображение. Тут нет духа сделки, здесь не находится места духу стяжательства, зависти и поиска выгоды, которым буквально пронизано всё, что имеет отношение к сфере денег.
Такое же отношение к деньгам видим мы и в первохристианскую эпоху. Святые II-III века еще строго соблюдают правила нестяжания. Так продает для благотворения нищим свое немалое семейное имущество святой Антоний Великий. Хотя накануне легализации христианства Церковь уже обладала немалыми средствами, жизнь христианина оставалась связанной с личным подвигом, в том числе и с подвигом отказа от имущества и от денег.
Хозяйственная деятельность церковных деятелей позднейшего времени впечатляет своими масштабами. ............