Часть полного текста документа:Деонтическая логика и деонтические понятия Деонтическая логика (от греч. deon - должное, правильное), или Логика норм, нормативная логика - раздел логики, исследующий логическую структуру и логические связи нормативных высказываний (норм). Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания, Д.л. отделяет необоснованные схемы рассуждений от обоснованных и систематизирует последние. Д.л. слагается из множества систем, или "логик", различающихся используемыми символическими средствами и доказуемыми утверждениями. Вместе с тем эти "логики" имеют общие черты. Предполагается, что все многообразные нормы имеют одну и ту же структуру. Выделяются четыре структурных "элемента" нормы: характер - норма обязывает, разрешает или запрещает; содержание - действие, которое должно быть, может быть или не должно быть выполнено; условия приложения; субъект - лицо или группа лиц, которым адресована норма. Не все структурные элементы нормы находят выражение в символическом аппарате Д.л. Подход Д.л. к структуре норм является предельно общим. Это позволяет распространить ее законы на нормы любых видов, независимо от их частных особенностей. Правила игры и грамматики, законы гос-ва и команды, технические нормы, обычаи, моральные принципы, идеалы и т.д. - нормы всех этих видов имеют одинаковую логическую структуру и демонстрируют одинаковое "логическое поведение". В Д.л. понятия "обязательно", "разрешено" и "запрещено" обычно считаются взаимно определимыми. В Д.л. имеют место закон деонтической непротиворечивости (выполнение действия и воздержание от него не могут быть вместе обязательными), закон деонтической полноты (всякое действие или обязательно, или безразлично, или запрещено), законы: логические следствия обязательного - обязательны; если действие ведет к запрещенному следствию, то само действие запрещено, и т.п. Если Д.л. строится как расширение логической теории действия, различаются действие и (сознательное) воздержание от действия, не равносильное простой бездеятельности. Если в основу Д.л. положена логика взаимодействия, проводится различие между типами деятельности, связывающей двух субъектов (предоставление какого-то объекта, навязывание его и т.п.). В соответствии с "Юма принципом" невозможен логический переход от утверждений со связкой "есть" к утверждениям со связкой "должен". Ни одна из существующих деонтических систем не нарушает данный принцип и не санкционирует переходов от описательных посылок к нормативным заключениям. Невозможным считается и логический вывод описательных высказываний из нормативных. Нарушающий якобы это положение "принцип Канта": "Если должен, то может" (обязательность действия влечет его логическую возможность или выполнимость) - не является на самом деле контрпримером. В нем фигурирует не обязывающая норма, а описательное высказывание о ней. Попытки свести Д.л. к логике описательных высказываний не увенчались успехом. Более плодотворным является истолкование норм как частного случая оценок. Норма представляет собой групповую оценку, подкрепленную угрозой наказания (санкции), т.е. социально навязанную и социально закрепленную оценку. "Обязательное действие А" можно определить так: "Действие А оценивается положительно, и хорошо, что уклонение от этого действия сопровождается наказанием". ............ |