Часть полного текста документа:Деструктивность семейных отношений как фактор нарушений психического развития у детей В.Б.Никишина В настоящее время педагоги и психологи все большее внимание уделяют изучению влияния внешней среды, в том числе семьи, на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Однако в течение длительного времени в истории исследования проблем причинной обусловленности отклонений в развитии психической сферы детерминантами большая часть работ была посвящена определению доли генетических и средо-вых компонентов изучаемых признаков. Все негенетические факторы оценивались суммарно, недифференцированно и объединялись в группу средовых. Однако невозможно оценить всю структуру причин формирования патологии, не учитывая различий средовых условий. Поэтому необходимо выделять у каждого обследуемого ребенка общую и различающуюся среду. Общая среда - это те внешние условия, которые совпадают у обследуемых (сравниваемых родственников): образование родителей, их социальный статус, материально-экономические условия семьи, психологические особенности родителей и т.д. Различающаяся среда - это те внешние условия, которые у обследуемых (сравниваемых родственников) не совпадают: они могут обучаться в разных школах, разных классах, ходить в различные секции и т.д. Для оценки влияния генетических и средовых составляющих в формировании когнитивной и личностной сфер ребенка важными являются также параметры семейной конфигурации: количество детей в семье, порядковый номер рождения ребенка, интервал между рождениями и т.д. Согласно предположению ряда исследователей, тип семейных отношений определяется степенью их конфликтности, способами разрешения конфликтов. В частности, родители, которые не могут разрешить существующие между ними проблемы другими способами, используют свои отношения с детьми как возможность выхода из конфликтной ситуации. Степень включенности детей в эту ситуацию обуславливает различия в их семейной среде. С другой стороны, дети могут разрешать свои собственные конфликты, изменяя степень близости друг с другом, с родителями, и, таким образом, увеличивать значимость различающейся среды. Следовательно, условия развития детей в одной и той же семье могут оказаться в значительной степени не похожими: к ним по-разному относятся окружающие, они имеют разных друзей и разные интересы, по-разному реагируют на одни и те же события и по-разному относятся друг к другу. Важно отметить, что многие особенности среды, которые, на первый взгляд, могут показаться "общими", при более тщательном анализе оказываются "различающимися". Так, одно и то же семейное событие, например, развод родителей, может быть совершенно по-разному воспринято двумя детьми и иметь для них совершенно разные последствия. Можно сделать вывод, что различающаяся среда, или среда, не совпадающая у членов одной семьи, в значительной степени определяет вариативность показателей личностной сферы и влияет на вариативность показателей интеллекта. Д. Роу показал, что некоторые сре-довые условия развития могут зависеть от генотипа: чем больше генетическое сходство между родственниками, тем более похожим образом они оценивают условия, в которых живут. Наиболее последовательно генетический анализ средовых показателей был проведен в исследовательском проекте "Различающаяся среда и развитие подростков", выполненным под руководством Девида Рисса. ............ |