Часть полного текста документа:Деструкция как причина становления Когда я занималась анализом сексуальных проблем, меня особенно интересовал один вопрос: почему этот могущественный инстинкт,инстинкт продолжения рода, наряду с положительными эмоциями, которые можно ожидать "а приори", содержит отрицательные - такие как тревогу, отвращение,которые, собственно, должны быть впоследствии преодолены, чтобы можно было достичь положительного отношения к этой "деятельности". Отрицательное отношение индивида к сексуальной деятельности особенно бросается в глаза у неврастеников. Насколько мнеизвестно, отдельные исследователи искали объяснения этого сопротивления в наших обычаях, воспитании, которое стремится удерживать инстинкт в рамках, так чтокаждый ребенок приучается рассматривать реализацию сексуального желания, как нечто плохое, запрещенное. Некоторым исследователям бросилась в глаза частотаслучаев представлений о смерти, связанных с сексуальными желаниями, однако смерть воспринималась, как символ морального падения (Штекель). Гросс выводитчувство отвращения к сексуальным продуктам из их пространственного сосуществования с мертвыми выделениями. Фрейд выводит сопротивления и тревогуиз вытеснения обычно подчеркнутых положительным чувством желаний. Блейлер видит в сопротивлении необходимое отрицательное качество, которое должно иметь местодля уравновешивания подчеркнутого положительным чувством представления. У Юнга же я нашла следующее место: "Страстное влечение, т.е. либидо, имеет две стороны: это сила, которая все украшает и, в зависимости от обстоятельств, всеразрушает. Часто делают вид, будто не могут хорошо понять, в чем же может состоять разрушающее свойство творящей силы. Женщина, которая, особенно всовременных обстоятельствах культуры поддается страсти, узнает это разрушающее свойство слишком быстро. Надо мысленно несколько подняться над обывательскипринятыми обычаями, чтобы понять, какое чувство неограниченной неуверенности охватывает человека, отдающегося судьбе безусловно. Даже быть плодовитымозначает разрушать самого себя, так как с возникновением следующего поколения, предшествующее перешагнуло свою вершину: так наши потомки становятсяопаснейшими врагами, с которыми мы не справимся, поскольку они переживут нас и возьмут власть из наших обессиленных рук. Тревожный страх перед эротическойсудьбой вполне понятен, так как в этом есть что-то беспредельное; вообще судьба таит неизвестные опасности, и то, что невротик постоянно не решается отважитьсяна жизнь, объясняется желанием иметь право стоять в стороне, чтобы не быть вынужденным участвовать в опасной битве за жизнь. Кто отказывается от рискапереживать, должен для этого удушить в себе это желание, т.е. совершить своего рода самоубийство. Этим объясняются фантазии о смерти, охотно сопровождающиеотказ от эротического желания" . Я намеренно так подробно привожу слова Юнга, поскольку его замечание о неизвестной опасности, содержащейся в эротическойдеятельности, больше всего соответствует полученным мною результатам; кроме того для меня очень важно, что также и индивид мужского пола сознает опасностьэротических желаний не только для социальности. Юнг, правда, приводит представления о смерти не в созвучии, а в противоположность сексуальнымпредставлениям. Из моего опыта аналитической работы с девушками я могу сказать, что в норме - это чувство страха, выступающее на первый план чувствовытеснения, когда впервые возникает возможность реализации желания. ............ |