Детские и подростковые программы на каналах «Первый» и «Россия»:
типологические особенности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
Глава 1. Телевидение как СМИ.. 12
1.1 История становления и развития телевидения. 12
1.2 Характеристика и типологические особенности телевидения. 21
1.3 Функции телевидения в современном мире. 29
1.4 Детские и подростковые программы на российском телевидении. 35
Глава 2. Сравнительный анализ детских и подростковых программ на «Первом канале» и «России». 43
2.1 «Первый канал» и «Россия»: ведущие российские телевизионные СМИ. Характеристика и политика вещания. 43
2.2 Структура и содержание детских и подростковых программ на «Первом канале» и «России»: обзор и типология. 62
2.3 Проблемы социальной ответственности детского и юношеского телевидения 84
2.4 Перспективы развития телевидения и рекомендации по созданию детских и подростковых передач. 87
Заключение. 91
Литература. 95
ВВЕДЕНИЕ Наш мир переживает очередную революцию, переход от индустриальной цивилизации, к постиндустриальной или информационной. Если охарактеризовать происходящие изменения коротко, то смысл их состоит в том, что раньше власть принадлежала тем, кто владел промышленностью и производством, а сегодня власть принадлежит тем, кто владеет информацией и может управлять информационными потоками.
Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом.
Юровский А.Я. в одной из своих работ писал о телевидении: «Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры <…> обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик»[1].
Для того чтобы возродить культ знания, духовности, нужно опереться на выработанные эпохой новые средства воздействия на умы людей. Для информационной цивилизации такими средствами становятся СМИ. Среди средств массовой информации в современных условиях лидирует телевидение. В пиковые часы у экранов находятся десятки миллионов человек. Ни радио, ни печать, ни интернет (особенно его российский сегмент) не дают такого мгновенного охвата аудитории, какое имеет телевидение. Однако телевидение, как и другие СМИ, вовсе не только инструмент созидания, но и мощный инструмент разрушения.
Ранние исследования, посвященные телевидению, рассматривали его как техническую новинку, изобретение, которое произвело революцию в технике. Мы же говорим о культурном и социальном аспектах телевидения, о том, как оно способно изменить общество. Мы выросли с мыслью о том, что телевидение это норма жизни, мы привыкли получать информацию с экрана, доверяем ей и считаем ее достоверной. Поколения, которые старше нас на 20-30 лет были свидетелями того, как телевидение появилось и стало доступным, то есть были свидетелями его вторжения в жизнь обычных людей, свидетелями того, как под влиянием телевидения менялась жизнь каждого человека в отдельности и цивилизации в целом. ............