Часть полного текста документа:Южно-Уральский Государственный Университет ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА по Психологии детско - родительских отношений на тему: "ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ" Выполнил: студент 5 курса группа ПЗ-502 Козлов Е.С. Проверила: Марковская И.М. г. Челябинск 2002 год Содержание: 1 часть 1. Введение 2. Страх и тревожность: 2.1 определение; 2.2 сходство и отличие 3. Классификация страхов 4. Проявления страхов 5. Страхи характерные для старшего дошкольного возраста 6. Поведение родителей или как помочь ребенку в преодолении страхов? 2 часть 7. Эксперементальное исследование 8. Список литературы Введение Детские страхи - весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожаться, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д. Во всех этих случаях речь идет о страхах. Страх и тревожность "Страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью" (Спиваковская А., Т.2, 1999). "Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока" (Захаров А.И., СПб., 2000). В самом общем виде эмоции страха возникают в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты). Гораздо больше распространены внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, подчеркнуто, эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не подходи - упадешь", "Не гладь - укусит" и т.д. У ребенка возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Если запугивать ребенка "на всякий случай", то он теряет спонтанность поведения и уверенность в себе. ............ |