Детство и юность. Становление характеров Молотова и Берии
1. В.М.Молотов
Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая на этой ступени сложилась. Свое культурное развитие человек начинает с овладения культурой своего времени и общности. Человек рождается и биологически и, тем более социально не зрелым; созревание и развитие его личности с самого начала протекает в определенных социальных условиях, которые неизбежно накладывают отпечаток на его характер. Психика развивается не сама по себе, а в реальной жизнедеятельности человека, важнейшей составляющей которой является овладение исторически сложившимися способами деятельности, общения, знаниями, навыками. Для начального исследования личности человека важен каждый этап его жизни, но особенно важна ранняя ступень – детство, юношество.
Вячеслав Михайлович Молотов родился 25 февраля 1890 года в слободе Кукарка Нолинского уезда Вятской губернии в семье приказчика Михаила Прохоровича Скрябина. Мать Вячеслава, Анна Небогатикова, была дочерью купца. В семье Скрябиных родилось десять детей, трое из которых умерли в раннем возрасте. Мать Молотова – была из богатой семьи, а братья матери имели "Торговый дом братьев Небогатиковых".
Таким образом, Вячеслав Михайлович с детства не знал крайней нужды, и ему не приходилось кормить семью и зарабатывать с ранних лет.
В семье Молотов был предпоследним ребенком. Воспоминания самого Молотова о его родителях "… В детстве отец меня лупил как сивого мерина. И в чулан саживал, и плеткой – все как полагается…". О причине побоев Молотов не уточняет, хотя причиной вполне мог быть тот факт, что "…Отец здорово пил. Питух был…". Может именно по этой причине Молотов не любил чрезмерное употребление алкоголя. Однако, кроме "физического" воспитания, отец Молотова уделял внимание и на эстетическое образование детей. Вячеслав Михайлович уже в школьные годы играет на скрипке, а также был певчим в церкви.
В школе, среди всех наук, по словам самого Молотова, наиболее его способности проявлялись в математике. "Я был к арифметике более способным. Когда давали задачку мне и моему старшему брату Владимиру, на два года он меня старше был – я решал, а он не мог. А во время экзаменов я захотел отличиться. Как же отличиться? Maмаша дала мне иконку на счастье – вот держи в кармане, и тебе хорошо будет во время экзамена. Эту иконку я завернул в белую бумажку и держал. А во время экзамена я подумал: чего мне показывать, как решается задачка, как делится одно на другое. Я на иконке все решил, а потом переписал набело только выводы. "Как ты это так решил? Разделил 1270 на 75?" – спрашивает экзаменатор. Я отвечаю: "В уме". – "Ну-ка раздели мне… – он называет число, – на такое двузначное число". Ну, тут я, конечно, почувствовал себя неловко. А он: "Да‑а, ты списал". А я молчу. Ну, значит, я и не прошел. Мне пришлось через год сдавать. Вот иконка подвела. "Возьми иконку, возьми, поможет!" – "Ну поможет, давай в карман!" И вот получилось. ............