Часть полного текста документа:ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НЕДОСТАТКАМИ РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 13.00.01 - общая педагогика АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Челябинск - 1997г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Отношение к ребенку (детству) в российское рфцестве характеризуется темучтр,в общественном сознании формируются иные представления об уважении его личности, его достоинства; о необходимости принятия его интересов, запросов, о создании условий для самоуважения и развития, как непременных основ реализации гуманистического подхода в образовании. Этот подход заложен в основных принципах государственной политики в области образования, которые отражены в Законе РФ "Об образовании" (статья 2 п.З). Выявление уровня развития и особенностей личности -задача диагностики. Диагностика для учителя - это один из наиболее эффективных способов получения объективных знаний об индивидуальных особенностях учащихся, позволяющих оптимально решить задачи воспитания и обучения. Компаративные международные исследования свидетельствуют о росте количества детей с различными видами отклонений (особенностей) в развитии, что вызывает объективную необходимость широкого использования диагностики особенно на этапе начального образования для обеспечения его адаптивности. Однако, в настоящее время существует противоречие, которое проявляется в неадекватности диагностических возможностей объективному состоянию психофизического развития учащихся, а также в отсутствии механизма адаптивности образования к разнообразным проявлениям детского развития. Анализ данного противоречия показывает, что оно складывается из следующих более частных: * результат диагностики не всегда соответствует истинному состоянию психофизического развития учащихся или сознательно задается существующей системой образования; * обеспечение адаптивности образовательного процесса происходит вопреки реально существующим уровням развития детей; * организация диагностического воздействия не позволяет объективно оценить особенности развития учащихся. Вышеназванные противоречия определили необходимость нашего научного исследования в части установления взаимных связей и взаимных зависимостей между диагностикой психофизического развития учащихся и созданием адаптивных условий для их образования. Этиологией разных расстройств занимались еще в глубокой древности. Гиппократ, Аристотель рассматривали причины речевых расстройств. В трудах философов древности (Платон, Гиппократ, Пифагор) делаются попытки раскрыть причины и наметить пути профилактики слабоумия. Дальнейшие исследования по проблеме диагностики мы находим в трудах ученых, представляющих различные области научного знания: врачей, психологов, педагогов (Э.Сеген, Дж.М. Кеттел, А.Бине, И.М.Сеченов, Г.И.Россолимо и др.). Исследования, направленные на изучение нормы и отклонений в развитии детей, проводились и в России такими выдающимися учеными как Л.С.Выготекий, К.Д.Ушинский, В.П.Кащенко, А.РЛурия, П.ФЛесгафт, А.ФЛазурский, С.Т.Шацкий, В.П.Мясищев, А.НЛеонтьев, Б.Г.Ананьев и др. Большинство современных исследований, посвященных проблеме диагностики, рассматривают ее с точки зрения улучшения качества диагностических методик, интерпретации зарубежных тестов, разработке нового эффективного диагностического инструментария: * метод использования рисунка в дифференциальной диагностике (А.П.Мухина); * адаптированный вариант методики Д.Векслера по изучению уровня интеллектуального развития (И.Панасюк); * отбор умственно отсталых детей в специальные образовательные учреждения (С.Д.Забрамная) и др. Теоретические разработки в этих направлениях несомненно важны, но исследование по междисциплинарной организации диагностического воздействия на уровневой основе, на наш взгляд, может явиться одним из вариантов, обеспечивающим адаптивность образовательной системы. Необходимость междисциплинарного подхода в исследовании особенностей развития личности подчеркивается в современной и зарубежной психологии (В.В.Давыдов, И.С.Кон, П.Балтес и др). В рамках настоящего исследования целесообразно остановиться на характеристике диагностического процесса, развернутого в образовательном пространстве. ............ |