Современный Гуманитарный Университет
Факультет психологии
Кафедра общей психологии
Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя
Дипломная работа
Студента
группы ЗП-309-01
Карташовой В.С.
Научный руководитель
к. п. н, ст.преподаватель
кафедры общей психологии СГУ
Волов В.В.
Самара 2010г.
Содержание
Введение 1 Теоретический анализ проблемы диагностики креативности школьников и её учёт в педагогической деятельности учителя 1.1 Теоретические подходы к исследованию креативности в современной психологии 1.2 Методы диагностики креативности школьников 1.3 Учет креативности в педагогической деятельности учителя 2 Диагностика креативности младших школьников и предложения по ее учету в педагогической деятельности 2.1 Описание программы и методов исследования 2.2 Анализ результатов диагностики креативности школьников младших классов 2.3 Рекомендации для учителей по учёту креативности школьников Выводы Заключение Глоссарий Список использованных источников Приложения
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения становится очень важной. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
В данных условиях необычайно актуализируется построение педагогических систем, создающих необходимые предпосылки для раскрытия и развития креативности каждого школьника.
Одним из условий развития креативности у школьников, особенно младших классов является подготовленность психологов и педагогов к работе в режиме поощрения развития креативности. Знания психологов и педагогов об особенностях работы по поощрению креативности, понимание феномена креативности в современных условиях, умение диагностировать креативность, способность создавать поле креативности в образовательном процессе, умение и стремление к взаимодействию в режиме поощрения креативности определяют подготовленность психолога и педагога. ............