Часть полного текста документа:Диалог церквей в Европе Хайнц Иоахим Хельд Вторая мировая война превратила Европу в груду развалин, повлекла за собой неизмеримые людские жертвы, нанесла ущерб культурному достоянию, разрушила доверие между людьми, привела к радикальным политическим изменениям. Ужасающие события имели глубокие последствия для всех стран Европы. Но два великих народа европейского континента больше всех пострадали от внутренних и внешних разрушений, вызванных господством насилия и ужасов. Это были подвергшийся нападению со стороны своего немецкого соседа и одержавший победу в тяжелой борьбе русский народ и запятнавший себя виной и позором народ Германии, проигравшей войну. Обе страны вынуждены были начинать строить свои отношения с самого начала. И все же невероятные усилия, потребовавшиеся для восстановления нормальной мирной жизни, не шли в сравнение с моральными требованиями, предъявлявшимися к обоим народам для того, чтобы после периода невероятной враждебности попытаться вновь заложить основы для взаимного примирения. на много лет отсрочила политическую встречу и разумный диалог между правительствами. И именно Русская Православная Церковь и Евангелическая Церковь оказались первыми, решившимися в атмосфере всеобщего недоверия и страха сделать шаг навстречу друг другу, шаг, на который еще не были способны политики. Предыстория Уже в 1949 году между Церквами был установлен первый контакт с целью выяснения возможности взаимного посещения. В начале 1952 года в Москву по приглашению Патриарха Алексия I направился президент Управления внешних церковных сношений Евангелической Церкви в Германии Мартин Нимёллер. Общественности своей страны, которая с большой надеждой следила за его визитом, он рассказал, что Церковь в России жива. А еще через два года Русскую Православную Церковь смогла посетить целая делегация церковных деятелей из Восточной и Западной Германии под руководством доктора Густава Хайнемана, бывшего тогда президентом правящего органа Евангелической Церкви в Германии - Синода ЕЦГ - и ставшего впоследствии федеральным Президентом ФРГ. Из этого посещения немецкая делегация вынесла твердое желание и впредь поддерживать прочные церковные контакты. Первый визит представителей русского Православия в Германию состоялся в начале апреля 1955 года. По приглашению Евангелической Церкви в Рейнланде в Германию приехала делегация во главе с председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополитом Николаем (Ярушевичем). Состоялось первое церковное знакомство, были прочитаны богословские лекции. Ответный визит последовал в начале осени 1955 года. Немецкой делегацией руководил рейнский презес Генрих Хельд. Сопровождавшие его профессора евангелического богословия выступили с докладами в духовных школах Русской Православной Церкви. Была достигнута договоренность об обмене профессорами, первая группа которых прибыла из России в Западную Германию в июне 1956 года. В ходе этого визита ленинградский профессор Л. Н. Парийский передал своему боннскому коллеге Хансу Иоахиму Иванду каталог вопросов, которые, по его мнению, следовало обсудить в ходе богословского диалога между двумя Церквами. Желание церковного сближения и проведения богословских собеседований Вопреки царившей в тогдашнее время атмосфере политического недоверия, в ходе этих посещений и переговоров говорилось о более хорошем межцерковном понимании и о выяснении спорных богословских вопросов, которые существовали между двумя Церквами. ............ |