Часть полного текста документа:Дидактический материал для организации решения задач с педагогически запущенными детьми Куковякина-Преснякова Н.С., Скулов П.В. Проблема трудных детей одна из центральных психолого-педагогических проблем. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период реформ и преобразований общества. Актуальность проблемы заключается в том, что все больше и больше детей, по разным причинам переходят в ранг запущенных и трудновоспитуемых. Проблемой трудных, педагогически - запущенных детей занимались такие ученые как: А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Г.П. Медведев, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский, И. А. Невский, А. И. Кочетов, В.Г. Степанов и др. На основе анализа психолого - педагогической литературы мы выяснили, что одной из причин проблемы педагогически - запущенных детей, является отставание в психическом развитии личности. В частности отмечается слабо развитое воображение и представление. Нами выбран этот предмет исследования не случайно, так как по нашему мнению исправить ошибки в этой области в силах учителя. Мы предполагаем, что с помощью разработанных нами дидактических средств учитель сможет сделать обучение такой категории детей более интересным и понятным. Дидактический материал представляет собой карточки с задачами и рисунками, которые являются наглядным средством обучения. О большой роли наглядности в обучение говорили такие ученые дидакты как: Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков и др. Разработанные нами дидактические карточки, служат учебным материалом по теме физики 8 класса "Электрические явления", и направлены на развитие воображения и представления педагогически - запущенных детей. Задачи систематизированы по нарастанию уровня сложности. 1. Простые задачи различной степени сложности и развивающей направленности: - текстовые задачи с рисунком, отображающим ее суть; - задачи - рисунки на поиск сходства и различия; - задачи - рисунки для составления физических рассказов; - текстовые задачи для разработки к ним схем, рисунков. 2. Сложный класс задач (обучающие, развивающие, углубляющие). 3. Задачи, условие которых задается не текстом, а рисунком. 4. Задачи на формирование умения чертить схемы. 5. Класс задач, для решения проблем формализма знаний. 6. Задачи, при решении которых проводится параллель между реальным изображением и схемой. Цель таких задач: Конкретизировать передаваемые знания. Способствовать повышению качества обучения, развития интереса к предмету. Задачи, в большей степени чем обычные, направлены на развитие таких психических процессов как, воображение и представление. Кратко поясним сказанное. Например, в первом классе задач текст снабжен рисунком. К таким задачам применима поговорка: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". На данном этапе идет формирование первых образов о происходящих явлениях, процессах и приборах, и потому очень важно, чтобы образы были правильные. Пример из второго класса задач. ............ |