Часть полного текста документа:Дикая природа: любите или не приближайтесь (охрана природы как культурное делание и религиозный опыт) Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все искажается в руках человека. Ж.Ж. Руссо Я бы хотел сказать несколько слов в защиту свободной природы, этой дикой, удивительной, совершенно иной цивилизации, с каждым днем все стремительней исчезающей с планеты Земля. Я бы хотел поднять вопрос об ее праве на существование, свободу и достоинство. Мне кажется, что вслед за освобождением негров, женщин и меньшинств пришла пора серьезно поговорить об освобождении дикой природы, именно дикой, практически неизмененной человеком, и поэтому имеющую особую ценность. Прошло много времени, и человек наконец-то понял, что все люди имеют одинаковое право на жизнь и свободу, независимо от их цвета кожи, расы, национальности. Теперь человеку остается понять последнее -- что дикая природа и ее виды также имеют равную с ним ценность, те же моральные права, и жизнь у любого животного или растения тоже одна, а Земля -- единственный дом, как для них, так и для человека. К сожалению, дикая природа не может ждать, если экологическая этика будет распространяться также медленно, как демократия. Просто может настать день, когда дикой природы на Земле больше не останется... Долгое время дикая природа представлялась европейцам местом бедствий, недостатков, глубоких страданий и смертельных опасностей. Значимой характеристикой дикой природы являлось отсутствие в ней прямой полезности. Кстати, в Библии термин "дикая природа" встречается около 300 раз и все его значения являются отрицательными. Как в Ветхом, так и в Новом Завете это словосочетание относится к местам неиспользованной человеком природы, где обитали дьяволы и демоны. Отношение к дикой природе как к пустырю, неудобью, бесполезному и этически неценному месту, которое обязательно нужно использовать, покорить, улучшить, возделать, украсить - - являлось доминирующим и в СССР. Несмотря на все потуги экологического образования, и по сей день для большинства наших соотечественников дикая природа, к сожалению, то самое "иное", которое нужно покорить и изменить. Даже в природоохранной деятельности до настоящего времени господствует антропоцентрический подход, суть которого хорошо передает известный лозунг: "Все для блага человека, все во имя человека". А значит нельзя быть спокойным за будущее дикой природы. Ее спасение не только в новых заповедниках и питомниках редких видов, а прежде всего в перемене нашего отношения к ней, которое может быть выражено в новом лозунге: "Не все для блага человека, не все во имя человека". О различных подходах и ценностях такого нового отношения к дикой природе я хочу порассуждать в этом эссе. Что такое дикая природа? Дикое выше правил и искусства. Д. Мильтон Конечно, совсем дикой природы (первозданной), полностью независимой от влияния человеческой цивилизации в настоящее время не существует. Однако при помощи особого научного приема -- идеализации, понятие "участок дикой, свободной природы" можно распространить на довольно значительное число природных территорий, существенно не измененных человеком. ............ |