Введение
Психическое состояние играет важную роль в жизнедеятельности человека, оно тесно взаимосвязано с другими психическими явлениями, обуславливает их протекание, а также само изменяется и детерминируется ими. «Психическое состояние следует изучать как явление, имеющее многие аспекты существования. Его необходимо рассматривать в разных временных масштабах». Возникновение определенного состояния человека детерминировано как внешними, так и внутренними факторами.
Опыт переживания состояния фиксируется в памяти человека в виде образа. Подобно тому, как возникает и закрепляется предметный образ в процессе восприятия, образ психического состояния формируется и закрепляется во время переживания индивидом данного состояния.
Динамика изменения образа психического состояния
Кант определял проблему возникновения образа как проблему особого рода деятельности по организации, синтезу ощущений в некую целостность, в некое единство. О синтезе ощущений в сознании в интегральное целое указывает и Ланге Н.Н., опираясь на работы В.Вундта. В своей статье Дикая Л.Г. и Семикин В.В. отмечают, что специфика субъективного образа такова, что при его образовании происходят превращения внутренних ощущений в представления, их вербализация и рефлексия в образ состояния, которое навязывается нашему уму как бы изнутри, а не извне.
Представления, по Ланге, - это содержания сознания, являющиеся отображением содержания нашего прошлого опыта. Значит внутренние ощущения, вызванные неким событием или личным переживанием субъекта, проходят этап сличения с имеющимися содержаниями прошлого опыта, превращаются в представления о пережитом состоянии, а затем через процесс осознания в его образ.
Представления, по словам Ланге, динамичны, являются продуктом сложного взаимодействия разных функций сознания. То же можно говорить и об образе психического состояния, ведь, фиксируясь в сознании, образуя следы памяти, образ становится представлением, которое репродуцируется в определенные моменты. Но эти представления, касающиеся образа психического состояния, не являются предметными. Они более относятся к чувственной стороне нашей психики. Я бы назвала их «чувственными представлениями», которые даются нам в переживании. Прохоров в своих новых исследованиях отмечает, что именно в переживании субъекту дается реальность его психического состояния. Переживание участвует в формировании психического образа окружающей действительности.
О таком качестве психического состояния, как переживаемость, указывают Дикая Л.Г. и Семикин В.В. Они также выделяют и другие качества образа психического состояния: он менее вербализован, не является предметным и менее ярок. Ланге Н.Н., ссылаясь на В. Вундта и Г. Фехнера, пишет, что бледность образа памяти, т.е. представления, не является свойством в его содержании, а свидетельствует о меньшей «прагматической ценности» для нашего поведения. Из этого следует, что, если образ памяти бледен в силу незначительного влияния на психическую жизнь и меньшего импульсивного значения, то образ психического состояния может быть бледен также и в силу слабой рефлексии. Низкий уровень рефлексии и вербализации не дают возможности раскрыть образ психического состояния и осложняют момент его исследования.
Проблему представленности образа психического состояния в сознании затрагивает Прохоров А.О. ............