Часть полного текста документа:Дискурс сексуальности В.А. Подорого Понятие, получающее наиболее развернутое обоснование в ряде последних исследований М. Фуко, таких, как "Воля к познанию" (1976), "Забота о себе" (1984) и др. Определение. Гипотеза Фуко отвергает могущество пола как естественного закона и нормы. Учреждение закона "пола" есть историческое событие, не природная данность и не факт ("разделение полов"). Иными словами, существует нечто, что делает понятие "пол" нормативным понятием, но само остается в тени: это Д.с. Диалектика взаимодействия власти, пола и сексуальности такова: власть действует в пределах диспозитива сексуальности, точнее, она его создает и оформляет в целую систему сложных и обратимых отношений, преобразующих всякий отклоняющийся опыт сексуальности во всеобщий принцип сексуального поведения, который и предстает в виде закона "пола". Д.с. формулирует правила, по которым строится сексуальное поведение индивидов в ту или иную историческую эпоху, он нормализует сексуальное желание и управляет им. Диспозитив (dispositiv) власти. Фуко вводит понятие диспозитива, которое не отличается простотой и наглядностью. С одной стороны, это устройство, аппарат, определенного вида "машинерия" (близкая по своим физическим свойствам образу "зеркального лабиринта"). Диспозитив - орудие власти, он удерживает, порождает, связывает, артикулирует всю совокупность отношений, существующих между телами, властью и удовольствиями; но с другой - диспозитив есть идеальная точка мысли, ее инструмент, с чьей помощью мы мыслим отношения сексуальности. Итак, диспозитив - и способ познания, и технология "захвата" сексуальности. Диспозитив организует пространство и время для любого из тел, чью чувственность необходимо преобразовать в зависимости от общей властной стратегии данного общества, от того, что оно считает сексуальной нормой, "правильной ориентацией", "истинной природой сексуальности" и т.п. Последовательно выделяя в историческом времени отдельные формации телесного опыта и те специализированные пространства, которые их образуют, - "места" рождения великих социальных ин-тов Запада: наказания, лечения, экзамена, тренировки и т.д. - Фуко стремится определить порядок изменения исторических форм чувственности. По мнению Фуко, соответствующий сексуальному поведению дискурс появляется достаточно поздно, - к сер. 19 в. происходит открытие пространства семьи для проникновения в него разнообразных процедур контроля над сексуальным поведением. Семья как атомарная структура социальности (муж - жена, родители - дети) теперь недостаточна для контроля над различными видами "сексуальностей". Диспозитив сексуальности устраняет систему кровнородственных отношений, фокусируясь на сексуальности отдельного индивида, т.е. на безличной сексуальной единице, исключающей себя и свою сексуальную ориентацию из-под власти семейных отношений. Действие диспозитива может и должно объясняться явлением дифракции сексуальных функций. Вместо старой семейной сцены, где сексуальные отношения регулировались внутренним законом пола и сексуальность была замкнута на воспроизводящуюся структуру семейных отношений, появляется иная сцена, чьи персонажи более не следуют прежним запретам. Новые персонажи сексуальности: "фригидная жена", "мать, лишенная материнских чувств", "муж-импотент с его садистскими наклонностями", "дочь-истеричка", "юный гомосексуал, отказывающийся от брака", - разом появляются, когда утверждается повсеместно четыре фундаментальных стратегических принципа: истеризация женского тела, половое воспитание ребенка, социализация функций продолжения рода и психиатризация перверсивного (запрещенного) удовольствия. ............ |