Часть полного текста документа:Дистанционное обучение как показатель развития культуры сферы образования Абрамова Мария Алексеевна, канд. пед. наук., доцент каф. культурологии Якутского Госуниверситета Современное общество информационных технологий, так называемой постиндустриальной цивилизации, в отличие от индустриального общества конца XIX- середины XX века в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться, к изменяющимся условиям жизни. В связи с чем, как справедливо отметил американский педагог Рейгелут (Reigeluth), существующая система школьного образования все больше становится неадекватной. "Кризис образования, который мы сейчас переживаем, - это не кризис профессиональной деятельности, а кризис концепции", - заявил другой американский педагог, Рокман (Rockman), на конференции, посвященной проблемам стратегии образования (1990). Таким образом, реформирование системы образования - это, прежде всего, пересмотр существующей концепции обучения, выявление концептуально устаревших моментов и введение новых перспективных технологий. Одним из перспективных путей повышения эффективности образования является дистанционное обучение (ДО). Использование технологии ДО преследует достижение следующих целей : - профессиональная подготовка и переподготовка кадров; - повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям; - подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном; - подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля; - углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или внешкольного курса; - ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла; - базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени. Как видно из вышеперечисленных целей ДО является гибкой, относительно экономичной (для территории Республики Саха (Якутия), где затрачиваются огромные средства для выезда студентов к месту обучения), имеющей большие перспективы, системой, позволяющей осуществлять принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся. Для освоения и использования технологии ДО в практике, необходимо учитывать, что данная система предполагает иное понимание: а) сущности учения и обучения; б) роли учителя и учащихся в этом процессе; в) взаимоотношения учителя и учащихся; г) оснащение рабочих мест учителем и учащимися. Именно недостаточное понимание технологии ДО, приоритетов системы образования XXI века, когда учащиеся должны будут не только запоминать, но и демонстрировать свое понимание идей, фактов, концепций, теорий является тем камнем преткновения, который лежит на пути развития образования. Известный российский педагог Б.С.Гершунский, определяя приоритеты образовательно-педагогического прогнозирования на XXI век, подчеркнул необходимость исследования "путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся - к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса; от жесткой унификации, единообразия целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития - к индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности учащихся; от моноидеологизации всех компонентов образовательного процесса - к идеологическому плюрализму, свободе выбора жизненной позиции, исходных принципов миропонимания и веры, духовного становления и развития; от систематического дисбаланса технократических и гуманитарных ориентиров и приоритетов - к гармонии природосообразной образовательной и учебно-познавательной взаимодеятельности педагогов и учащихся". ............ |