БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра сетей и устройств телекоммуникаций
РЕФЕРАТ
На тему:
«Дисциплины обслуживания вызовов. Простейшая модель обслуживания»
Минск, 2008
Дисциплины обслуживания вызовов
Поступающие потоки сообщений могут обслуживаться без потерь и с потерями. В первом случае для передачи каждого сообщения немедленно представляется требуемое соединение, а вот втором – часть сообщений получает отказ в обслуживании, или обслуживание их задерживается на некоторое время.
Обслуживание с явными потерями предполагает, что сообщение и соответствующий ему вызов при получении отказа в немедленном соединении полностью теряются и на обслуживание больше не поступают.
Обслуживание с условными потерями предполагает, что большинство вызовов получает немедленное обслуживание, а другие обслуживаются с задержкой сверх допустимого срока.
Обслуживание с условными потерями может быть организовано по системе с ожиданием соединения и с повторными вызовами.
На практике целесообразно использовать обслуживание с потерями для систем с коммутацией каналов (рис. 1).
Рис. 1 Классификация дисциплин обслуживания
Модель с явными потерями
На вход КС поступает входящий поток вызовов, к выходам подключаем пучок исходящих линий емкостью , это означает, что одновременно система может обслужить только входящих вызовов (рис. 2).
Рис.5 Модель с потерями
Если через обозначить число вызовов, находящихся на обслуживании в момент , то данную дисциплину обслуживания с потерями можно описать так: поток вызовов, поступающий в состоянии , причем , получает немедленное обслуживание.
При вызов получает отказ и больше на обслуживание не поступает. Вызов и связанное с ним информационное сообщение теряются.
Характеристики качества обслуживания
Для систем с явными потерями качество обслуживания оценивается с помощью вероятности потерь сообщений. Различают потери по времени () и потери по вызовам ().
Вероятность потерь по вызовам - это отношение математического ожидания, потерянных вызовов к математическому ожиданию поступивших .
Вероятность потерь по вызовам совпадает с вероятностью явной потери поступившего сообщения.
Вероятность потерь по времени характеризует вероятность занятости всех доступных данному источнику соединительных путей требуемых в данном направлении.
На практике потери по времени определяют как долю конечного интервала наблюдения в течение которой заняты все каналов обслуживания:
Таким образом характеризует потенциальную возможность потери вызова в промежутке .
Как связаны эти 2 две величины и ?
Рассмотрим систему с N ресурсами (соединительных линий, каналов). Измерим время, в течение которого все ресурсы заняты, и отнесем к рассматриваемому периоду. Это может быть числом минут (или секунд) в данном часе, когда заняты все линии. Эта доля дает оценку вероятности того, что все N ресурсов заняты, которая и является вероятностью потерь по времени или вероятностью блокировки системы - .
В качестве другой возможной меры перегрузки подсчитаем общее число вызовов, поступающих в течение достаточно длительного промежутка времени, и отметим те из них, которые оказались потерянными из-за нехватки ресурсов. Вызовы теряются, если в момент его поступления все N исходящих каналов оказались занятыми. ............