Тема
Добри Войников «Криворазбраната цивилизация»
В болгарской историографии время от начала XVIII в. до 80-х годов XIX в. принято называть «Болгарским возрождением». Это – довольно сложный период перехода от традиционного общества к современному, исключительно затруднен тем фактом, что болгарский народ находился в фактическом рабстве у турок, составлявших доминирующую нацию Османской империи.
Вторая половина XVIII - первая половина XIX веков является важнейшим историческим этапом в развитии Болгарского государства. Непосредственно связанная с первоначальным периодом развития капитализма, характеризовалась созиданием нации, как таковой, подъемом национально-освободительного движения, формированием национальной культуры, которую олицетворяют имена болгарских просветителей Паисия Хилендаского и Софрония Врачанского. В своих проповедях они призывали народ к церковной и национальной независимости.
В 30 - 40-е гг. XIX в. в условиях разложения османской феодальной системы, усилилась освободительная борьба болгарского народа, активизировали свою деятельность гайдуцкие (партизанско-террористические) отряды. С конца 60-х гг. началась подготовка восстания за национальную независимость.
В 1869 г. революционер Васил Левский (1837 - 1873) и писатель Л. Каравелов (1834 - 1879) основали «Болгарский революционный центральный комитет» в Бухаресте, а затем и в самой Болгарии (1870 г.). Программа движения предусматривала учреждение Болгарской республики, как части Дунайской федерации: «Ние се борим срещу двама врагове: враг на политически - че турското правителство и един враг на духовното - за гръцкото духовенство. Турското правителство с башибозуци и гръцкото духовенство му монаси и свещеници, убити от българския народ на всяко прогресивно движение, всички хора и на човешкото проявление на устройство, което помага на хората да се постигне по-добър, свободен живот» («Мы боремся против двух врагов: врага политического – турецкого правительства и врага духовного – греческого духовенства. Турецкое правительство со своими башибузуками и греческое Духовенство со своими монахами и попами убивают в болгарском народе всякое прогрессивное движение, всякое народное и человеческое проявление к устройству, которое помогает народу добиться себе лучшей, свободной жизни») [1], - писали 1 августа 1870 г. идеологи болгарского освободительного движения.
Однако вскоре в деятельности революционеров наступил длительный кризис: Левский был арестован и казнен турками, а дело его продолжил Xристо Ботев (1848 - 1876).
Восстания против Османской империи, вспыхнули в сентябре 1875 г. и в апреле 1876 г.. Наиболее энергично готовилось именно последнее, центром которого был Пловдивский округ. В середине апреля 1876 г. в лесной местности Обориште, неподалеку от Панагюриште состоялось собрание народных представителей. Оно определило план проведения военных действий, утвердило полномочия «апостолов» (командующих) на руководство восстанием и приняло воззвание к населению. «Идва край на бруталната тирания, че около пет века ние страдаме под алчен мощност робство. Всеки от нас се чака с нетърпение. В деня на въстанието на българите в България, Тракия и Македония. Всеки честен български език, в чиито вени тече кръвта на чист български език, е едно и също, че тече във вените на нашите царе от старо време - Крум, Симеон, Борис и Асен, трябва да се издигне с оръжие, за да имаме първата атака за зашеметяването на противника» («Приходит конец зверской тирании, которую около пяти веков мы терпим под османской насильнической властью. ............