Содержание
Введение
1. Основы теории потребительского поведения
2. Особенности потребительского спроса
3. Влияние уровня доходов на поведение потребителей в российской экономике
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Основными агентами на рынке готовой продукции являются домохозяйства и фирмы. Поведение домохозяйств определяет спрос на товары и услуги. Поведение фирм-производителей характеризует предложение товаров и услуг.
Эта проблема представляет не только теоретический, но и практический интерес. Как потребителю сориентироваться среди обилия товаров и услуг, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты — минимальными? Потребители чаще всего ищут ответы на эти вопросы интуитивно, на основе опыта, методом проб и ошибок. Предприниматели расходуют на изучение спроса немало средств, пытаясь понять особенности потребительского выбора и воздействовать на поведение домохозяйств. Что же лежит в основе поведения потребителя? Основными теоретическими подходами, объясняющими поведение потребителя, являются теория предельной полезности и анализ кривых безразличия.
В теории потребления рассматриваются вопросы о том, как индивид относится к совокупности экономических благ, чем определяется его поведение на рынке, какую цель он ставит перед собой, покупая те или иные товары.
Теория поведения потребления основывается на двух фундаментальных понятиях «благо» и «полезность».
Благо – все то, что необходимо для человека. Нужно отметить, что человек сам определяет для себя, что для него является благом.
Полезность – это свойство блага, благодаря которому человек выбирает его для себя. Можно измерить физические, химические свойства блага, но полезность измерить нельзя. Полезность – это субъективная оценка свойств блага.
В экономической теории существуют, как мы отметили, две теории поведения потребителя – кардиналистская теория и ординалистская. Первая основывается на абсолютном измерении полезности блага, вторая основывается на ранжировании благ, которые выбирает потребитель.
Поведение потребителя и сегодня является актуальной темой, например, в маркетинге, где анализ поведения потребителя является основой принятия тех или иных маркетинговых решений. Тем самым мы видим, что анализ поведения потребителя актуален и на сегодняшний день.
Целью нашей работы является изучение различных концепций, объясняющих поведение потребителя.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть основы кардиналисткой и ординалистской теории поведения потребителя;
- выявить особенности потребительского спроса на основе классификации спроса Лебенстейна;
- рассмотреть факторы, влияющие на потребление;
- рассмотреть влияние доходов на поведение потребителя.
Теоретической основой написания курсовой работы послужили работы классиков К.Менгера, Е. Бем-Баверка, У.Джевонса. Анализу данной проблеме посвящены работы Гальперина В.М., Нуреева Р.М., Видяпина В.И., Грязновой А.Г.
1. Основы теории потребительского поведения
Каждый потребитель решает для себя три вопроса: 1) что купить? 2) сколько стоит? 3) хватит ли денег на покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя. ............