Часть полного текста документа:Дополнительное образование детей в современной школе В данной работе мы хотим обсудить вопрос о настоятельной необходимости возрождения в современной школе когда-то весьма объемного участка деятельности учителей, знакомого многим под названием "внешкольная (внеурочная) работа". Сегодня эту сферу педагогической деятельности называют дополнительным образованием детей, и она выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования профессионально заняты около 270 тыс. педагогических работников как в самих школах, так и в специализированных учреждениях - дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства. Суть проблемы состоит в том, что современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе. Нетрудно предвидеть сомнение части читателей: в условиях ли кризиса говорить о разностороннем развитии ребенка в школе, когда ей с трудом удается обеспечить подготовку по минимальным базовым стандартам? Да, тяжелое положение, в котором оказалась современная школа, хорошо известно. По данным Госкомстата, в 2000-2001 гг. в России насчитывалось 65,9 тыс. школ, что на 5,5% меньше, чем в 1992 году. В них обучалось 19,8 млн. детей, что на 3,4% меньше по сравнению с 1992 годом; работало 1 млн. 520 тыс. учителей, которых, по сравнению с 1995 годом, также стало меньше на 4200 человек. Учебно-материальная база большинства российских школ не отвечает современным требованиям: менее 50% зданий имеют все виды благоустройства; треть школ не имеет центрального отопления, столовых и буфетов. Обеспеченность бюджетным финансированием составляет 25-40% от расчетной нормативной потребности школ. Вместе с тем хорошо известно и то, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. Продолжает увеличиваться подростковая преступность (в 2000 году ее рост составил 10% по сравнению с 1998 годом, при этом 80,6% - это тяжкие и особо тяжкие преступления). Увеличивается численность преступных групп, в которых вместе со взрослыми участвуют подростки, что способствует передаче криминального опыта подрастающему поколению. ............ |