ДОСУГОВАЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ ВЕЙМАРСКОЙ ГЕРМАНИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СОВРЕМЕННИКОВ.
Досуговая культура городского и сельского населения Веймарской Германии имела специфические отличия от индустрии отдыха и развлечений Германии довоенной. Среди основных причин следует выделить процессы демократизации и социализации германского общества: изменение условий труда и оплаты, введение 8-ми часового рабочего дня, широкое вхождение в быт новейших достижений науки и техники, экономический подъем в годы «германского просперити», «американизация» повседневной жизни европейцев, включая и немцев. Традиционными элементами досуговой культуры немцев являлось увлечение театром, музыкой, чтением, создание многочисленных ферейнов (клубов, кружков по интересам), «ближний» и «дальний» туризм. Все эти элементы досуга были присущи и веймарскому времени. Однако в годы республиканской Веймарской Германии большее распространение получили такие виды досуга как радио, кино, спорт, танцы. Политизация и поляризация общественной жизни веймарского общества, особенно в годы экономической депрессии, также сказалась и на идеологизации отдельных видов досуговой культуры городского и сельского населения. В истории Веймарской Германии обычно выделяют три периода, связанных с экономическим развитием: «инфляционные годы», «германское просперити» и «кризисные годы». Однако даже в самые тяжелые периоды экономического развития традиционно экономные немецкие хозяйки, исходя из более чем скромного семейного бюджета в обязательном порядке выделяли средства на отдых и развлечения [1].
Одним из элементов досуговой культуры веймарского времени было увлечение немцев музыкальным искусством и хоровым пением. В частности, в Германии создавались мужские хоры из представителей различных профессий, включая и трактирщиков и скотопромышленников, создавались и многочисленные певческие союзы с богатым музыкальным репертуаром, начиная от военных: «Арагонский лес», «Три лилии» и других солдатских песен до классических произведений. Ремарк иллюстрирует это на примере певческого союза скотопромышленников: «Ровно в восемь часов в зале появился хор объединенных скотопромышленников. Они выстроились перед дверью по голосам: справа – первый тенор, слева – второй бас. Стефан Григоляйт, вдовец и свиноторговец, достал камертон, дал первую ноту и пение началось… Отзвучала вторая строфа. Раздались громовые аплодисменты. Хор благородно кланялся… Бетховен есть Бетховен»[2]. Даже в скромном баре был штатный тапер. Герою «Трех товорищей», Роберту, хозяин «Интернационаля» предложил «начиная с декабря играть у него каждый вечер на пианино»[3]. По свидетельствам современников для сельского мужского населения главным развлечением в выходные и праздничные дни было пение в церковном хоре[4]. Многие немецкие семьи в годы германского просперити приобретали патефоны, причем это уже могли позволить себе исходя из скромного семейного достатка. Примером «американизации» досуговой культуры служил, например, тот факт, что многие обладатели патефонов собирали коллекции негритянских песен « … о Миссисипи, о собирателях хлопка, о знойных ночах и голубых тропических реках»[5]. Пользовались неизменным успехом пластинки с записями немецких народных песен, классический репертуар и даже песни в исполнении донских казаков.
Городское население Веймарской Германии проводило свой досуг, в зависимости от социальной принадлежности в многочисленных ресторанах, кафе, трактирах, кабаках, пивных, закусочных, кондитерских, барах. ............