Часть полного текста документа:Древнеславянское право. Право древних славян можно разделить на два периода, когда славяне составляли еще относительную общность друг с другом. Самый первый древний период общеславянского права восходит к арийской общности индоевропейцев. Это особенно хорошо видно на лингвистических примерах и материале сравнительной мифологии. Основа правовых воззрений древних славян заключается в первомифе о грехопадении. Лишенный сакральности такой миф читается уже как миф о первопреступлении и о воздаянии за это преступление, наложенное богами. Понятие права и суда обозначалось одним словом - РАДЪ, РЕДЪ, RECHT, в смысле органа как места, где судят. Суть права, таким образом, раскрывается через судебный процесс, судебный поединок, сущность которого есть выбор между добром и злом. Нахождение истины богом или его подручным, часто победа бога - олицетворения добра , истины, справедливости. В таком действии обязательно участие третейской стороны, собственно судьи в современном значении этого слова, который и делает выбор, но пока еще не самостоятельно, а по наущению, тайному или явному, бога и его сторонников, причем бога главного, истинного. Такой суд обладает громадной императивностью внутреннего убеждения лиц, в нем участвующих. Суд отождествляется с судьбой, роком. Бог, принимающий участие в данном судебном поединке, выступает как бы в двух и даже более лицах: он - стороны в споре, он - судья, т.к. тот находится под его влиянием, он - само решение, принятое судьей, он - та истина, к которой пришел судья и стороны в ходе разбирательства. Не случайно поэтому общеславянский "соудъ" и "рядъ" восходят к общеарийскому корню dhe, который означает "справедливость". Греки под понятием ссуда часто понимали свою богиню Немезис. Это имя подразумевало сколько не богиню, а решение, приговор суда. Приговор внушался судьям богом. В основе возмездия лежит принцип равному за равное. В основе решения суда лежит договор как частно-правовая категория - соглашение сторон об урегулировании их спора. Надо заметить, что право здесь уже обладает определенной долей дуализма. Оно распадается на две свои части, которые не противо-стоят друг другу, а дополняют друг друга. К славянскому праву в этом отношении полностью применим дуализм древнего римского права: fas и ius. Не смешивать дуализм с дуализмом публичного права. В данном случае дуализм является формальным, более формальным, чем первый, освещенный волей богов. Fas - правда, а ius - право. До нас дожило только одно значение "правды - истины". Изначально правда понималась, как lex, закон - "Правда Русская". Аналогичную ситуацию мы встречаем на Западе, где "правды" варварских народов переданы в латыни как lex, leges: Lex Salica, Lex Saxonum, Lex Barbarorum. Древнее право славян практически лишено абстрактности. В первонормах славянского права в качестве адресатов фигурируют имена героев (прародителей) и богов. Право конкретно и представляет из себя отдельные мифологические произведения, что-то вроде древних былин, саг. ("Песнь о Любуши) - доказано, что она является подделкой. Форма права совпадает с формой эпоса(былины). Право представляло из себя следующую логическую импликацию: A->B->C Протоправо в форме обычая достигло достаточно высокой степени развития у славян, что мы могли видеть, например, в институтах кровной мести, семейно-брачных отношений и т.п. ............ |