Часть полного текста документа: Древневосточная философия 1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии. 1.1 Специфика философии древнего Китая. История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на шесть периодов: * Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.); * Чжоу - Западное Чжоу (12-8 вв. до н.э.); * Чжоу - Восточное Чжоу - Лего (т.е. "отдельные государства"); * Чжоу - Восточное Чжоу - Чжаньго (т.е. "сражающиеся государства"); * империя Цинь (221-206 гг. до н.э.); * Хань (конец III в. до н.э. - II в. н.э.). В Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми. Философия в Китае возникает в конце III периода в истории Древнего Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот период "борющихся государств, царств" был также тем, что часто называют "золотым веком китайской философии". Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ: * конфуцианство; * моизм; * школа закона ("фа-цзя"), по-европейски - легизм; * даосизм; * школа "инь-ян" (натурфилософы); * школа имен ("мин-цзя"). При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма - наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и рацианализованность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия - мировоззрение, пользующееся философским языком. [1] 1.2 Специфика философии древней Индии. В древнеиндийской истории можно выделить шесть периодов: * первобытнообщинный строй аборигенов Индустана; * протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда (II тыс. до н.э.); * первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга во второй половине II тыс. до н.э.; * арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I тыс. до н.э., боровшихся друг с другом; * период возвышения государства Магадха (середина I тыс. до н.э.); * период возвышения государства Маурья (322-185 гг. до н.э.). Характерная черта древнеиндийского общества - распадение его на четыре варны (длительное время называвшиеся в Европе кастами). Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Санскритское слово "варна" означает "покров, оболочка, цвет, окраска". Каждая варна имела свой цветовой символ: брахманы - белый, кшатрии - красный, вайшьи - желтый, шудры - черный. Каждая варна - замкнутая группа людей, она занимает строго определенное место в обществе. ............ |