Часть полного текста документа:Дух А.Л. Доброхотов Дух (греч. nous, pneuma; лат. spiritus, mens; нем. Geist; фр. esprit; англ. mind, spirit) - 1. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло-полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; способность, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для др. способностей души. 2. Сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен. 3. Внутренняя сущность, смысл ч.-л. (в выражении типа "дух закона" или противопоставлениях типа "буква - дух"). Понятие "Д." не так жестко связано с рационально-познавательными способностями, как понятия "разум" и "рассудок". В отличие от "интеллекта" "Д.", как правило, соотносится со своим персонифицированным носителем, с "лицом"; в отличие от "души" - акцентирует объективную значимость своего содержания и его относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний; в отличие от "воли" - на первый план выдвигает не акт свободного выбора, а созерцания и смыслы, которыми могут определяться действия; в отличие от "сознания" - фиксирует не столько дистанцию между Я и его эмпирическим наполнением, сколько их живую связь; в отличие от "ментальности" - не включает в себя несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок. В зависимости от идейного контекста Д. может противопоставляться (как оппозиция или как альтернатива) природе, жизни, материи, утилитарной необходимости, практической активности и т.д. Концептуальное, понятийное и терминологическое оформление Д. получает в антич. философии. Со временем стали доминировать понятия "нус" и "пневма". Понятие "нус", которое в ряду ментальных терминов означало ум, образ мыслей, умственное созерцание - и этим отличалось от терминов с перевесом психологического ("псюхе", "тюмос", "френ"), экзистенциального ("софия", "гносис") и дискурсивного ("логос", "дианойа", "диалектикэ") значения, - у Анаксагора стало означать мировой разум, цель космической динамики и организующе-различающую силу. В философии Платона, Аристотеля и неоплатоников Д. как мироправящая сила выражается термином "нус" и помещается в многослойную онтологическую иерархию: нус объединяет собой идеальные формы - эйдосы, внедряется через них в стихию мировой души-психеи и преобразует через нее мировую материю в космический организм. У Платона и неоплатоников нус порожден высшим принципом - невыразимым и непостижимым "благом", к которому нус тяготеет. У Аристотеля нус - высший уровень бытия, Бог, который мыслит сам себя и тем творит мир. Термин "пневма" (как и лат. аналог "спиритус") первоначально означал воздух или дыхание, но затем приобретает психологическое и космологическое значение. Стоицизм понимает пневму как огненно-воздушную субстанцию, которая в виде эфира пронизывает мир, расслабляясь в материальных объектах и концентрируясь в "семейных логосах": т.о., пневма выполняет и роль мировой души как оживляющее начало, и роль Д. как правящее начало. Неоплатонизм также использует понятие "пневма", описывая проникновения Д. в низшие сферы бытия: Д. и душа обволакиваются пневмой и через нее контактируют с материей. Генезис христианского понимания Д. ............ |