Часть полного текста документа:Духкха Духкха (санскр., пали- "страдание", "несчастье", "скорбь"), в индийской культуре, характеристика существования индивида, не достигшего истинного самопознания. Понятие "духкха" восходит к древним Упанишадам. Согласно Брихадараньяка-упанишаде, достигшие познания Атмана обретают бессмертие, не достигшие - страдание. Первые, по Чхандогья-упанишаде, становятся недоступнымыми для смерти, "болезненности" и страдания. Майтри-упанишада открывается видением царя Брихадратхи - картиной неисчислимых страданий всего наделенного телом (начиная с желаний и кончая болезнями) и гибели всех живых существ, замкнутого круга сансары, в котором несчастный индивид вертится, словно лягушка в безводном колодце. Буддийское учение-дхарма изначально было кодифицировано как учение о "четырех благородных истинах" о духкхе (чатвари арья-сатьяни): 1) констатация факта ее универсальности, 2) установление ее причин, 3) возможность ее устранения и 4) способ ее устранения. Согласно буддийским преданиям, именно "четыре благородные истины" о духкхе стали предметом его первой проповеди в Оленьем парке Бенареса. Сам Будда называет это учение настолько важным, что его необходимо было передать не только людям, но и богам. Первая "благородная истина" о духкхе состоит в том, что она включает рождение, старость, болезнь, смерть, соединение с нежеланным, разъединение с желанным или, говоря кратко, пять составляющих самой структуры того, что обозначается в качестве индивида (телесный слой, ощущения, представления, диспозиции воли и сознание) и именуются "группами привязанности" (на пали - упаданаккхандха). Причиной духкхи является желание, устремленность на достижение любых объектов (танха) - жажда желаемого, становления и прекращения становления, ведущая к перевоплощениям. Устранение духкхи - освобождение от постоянного ее "восхождения" в результате прекращения желаний, а способ ее устранения - знаменитый восьмеричный путь, начинающийся с правильных воззрений и завершающийся правильным сосредоточением. Неоднократно предпринимались классификации разновидностей духкхи по источникам и характеристикам. В первом случае различались: 1) страдания, обусловленные самим фактом рождения, который объясняется кармой и сансарой; 2) телесные страдания, начиная с болезней; 3) страдания, вызываемые внешними факторами - голодом, климатическими явлениями, насекомыми и т.д.; 4) ментальные расстройства депрессивного характера, вызываемые различными неприятностями (смерть близких людей и т.д.). Сущность духкхи (духкхата - букв. "страдательность") распределяется как страдание, 1) обусловленное телесной болью; 2) обусловленное самим существованием; 3) обусловленное изменчивостью любого характера. "Четыре благородные истины" неоднократно уточнялись и истолковывались в абхидхармической литературе. В Патисамбхидамагге (1 в. до н.э.) духкха включает чувство подавленности, мучения и изменения, а в Петакопадесе - все три возможных чувствования: приятное, болезненное и ни то, ни другое. Акцентировка страдания как характеристики существования индивида характерна для санкхьи доклассической, однако этот момент наиболее эксплицирован в Санкхья-карике Ишваракришны (4-5 вв.). Канонический текст санкхьяиков открывается положением, согласно которому источник страдания восходит к глубине бытия через отношения трех гун; проявления страдания в виде старости и смерти составляют истину существования духовного субъекта-пуруши, погруженного в сансару; ступени противодействия страданию образуют лестницу "достижений", завершающуюся полной "изоляцией"-кайвальей; наконец, распространение истины о страдании интерпретируется как обоснование (ср. ............ |