Часть полного текста документа:Духовно-нравственное образование и воспитание в школе Медушевский В. В. Последняя цель педагогики. Для чего мы отдаем детей в школу? Приспособить к будущей профессии? Для поддержания внешнего порядка в социальной жизни и производстве? Нельзя начинать мысль с середины! Нужно - с последней цели и смысла, дабы не затеряться в бесконечности тупиков. А для того - возвести ум к его истинному основанию, к правильной "точке отбытия мысли" (Жуковский). Где она? Антитрадиция и антикультура лепят цели образования и всей жизни из хотений самости, угождая плоти, насилующей дух. Лживость мнимой отправной точки мысли обнаруживается вторым же ее ходом, перечеркивающим первый в качестве исходного: человек - мера всех вещей? А какой человек?! Преступный или святой? По каким критериям их различить? Шкалу высоты не выстроить, не выйдя за пределы человека. Куда? Человек сам нуждается в мере для оценки себя; сотворить эту меру не в силах, а если набирается окаянства ее выдумать, то жизнь разрушается ею. Дух прячется от Бога в материю, постыдно подчиняя высшее низшему. Оттого гуманизм, по слову С.Л.Франка, закономерно вырождается в гоминизм (поклонение человека себе как высшей из гоминид). И об этом предупреждала Библия! "Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные" (Еккл. 3:18). Скотство, погрязание в удовольствиях тела, - не последняя стадия падения! В духовном блуде с внушениями темных сил ними зачинается болезнь оккультно-мистического мироощущения. Автономность (в переводе - самозаконие!) гуманистического плотского человека управляется самочинием бесовского мира; человечество сползает к последнему пределу истории - периоду оккультного гуманизма. "В последние времена станут люди хуже бесов и будут с ними общаться",- пророчествовали святые отцы первых веков христианства. Так "пес возвращается на свою блевотину" (2 Пет. 2:22). В противоположность тому традиция и культура - онтологичны, цель воспитания принимают отвыше в смирении, а не придумывают своевольно. "Мы потому и можем мыслить, что есть беспредельная мысль, как потому дышим, что есть беспредельность воздушного пространства. Вот отчего и называются вдохновением светлые мысли о каком-либо предмете. Мысль наша постоянно течет именно под условием существования беспредельного мыслящего Духа"(1). Коренная мысль христианской педагогики: воспитывая детей для Бога, мы осветляем и земную жизнь. Так просто, по заповедям Божиим, "воспитан был отрок Давид, чтобы пасти овец, но в нем открылся муж, способный пасти народ Божий, победоносный воин, царь, пророк" (свт.Филарет Московский). "Цель воспитания есть та же, как и цель жизни человеческой. Сама жизнь здешняя не иное что, как воспитание для будущей; а вся будущая - не иное что, как бесконечное воспитание для Бога", - пишет умнейший человек России, которому было доверено воспитание царского наследника(2). Из правильного воспитания, по Жуковскому, истекает все прочее: счастие, успех, нравственность, добродетели... Человек, воспитанный для небесной отчизны, как гражданин неба, вносит свет и в жизнь земного общества. Готовя же своих детей к геенне огненной, мы наносим урон и здешнему существованию; жизнь рушится, разлагается страна, вербовщики ада радуются: работа адова ведется на земле. Исходный антропологический принцип воспитания человека: оно должно быть адекватно его призванию к великому смыслу жизни. ............ |