МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Специальность 050601 – музыкальное образование
КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки»
Выполнила: студентка 2 курса з/о
Коробейникова Наталья Юрьевна
Белгород 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций
1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности
1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников
Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой
2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе
2.2 Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей
Глава 3. Виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания
3.2. Различные виды деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
Заключение
Список используемой литературы
Приложение (духовные произведения в мировой музыкальной классике)
Введение
Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового[1].
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: над умами властвует примитивное материальное богатство.
Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации.
Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. ............