Аркадьева А. В.
Уже несколько лет продолжаются споры о том, быть ли религиоведческому компоненту в школьном образовании , и если да, то на каких – урочных или факультативных - правах, в каком объеме и, самое главное, отдать ли изучению православия преимущество в многоконфессиональной России ? А между тем подрастает еще одно постперестроечное поколение, не успевшее, как и их родители и учителя, в школьные годы познакомиться с подлинной историей предков, познать истинную духовность отечественной литературы и прикоснуться к величию духа, выраженного в слове, красках и музыке - тем, что могло бы дать полноценное религиоведческое просвещение. Все составляющие данной проблемы встают перед учителями, решившимися в нынешних условиях преподавать основы религии. Предлагаю неравнодушному читателю свою позицию - учительницы-практика, с 1991 г. преподающей основы православной культуры (ОПК) в начальных и старших классах общеобразовательной школы, создавшей авторскую программу («Основы православия для детей» Дмитров, ИД «Север Подмосковья», 2003г) и в настоящее время работающей над учебным пособием для начальных классов и блоком интегрированных гуманитарных предметов для историко-православного класса.
Нужен ли религиоведческий предмет в массовой школе?
Безусловно, ибо общество, слава Богу, освободилось от тотального принудительного атеизма, определяемого советской государственной политикой, и интерес к вере, религиозной философии в разных социальных слоях велик. Это огромный положительный противовес в сегодняшней ситуации падения уровня нравственных и культурных ценностей, роста нарокомании и преступности . Конечно, интерес к духовному наследию предков не есть проявление веры, но показательный вектор позитивного движения определенной части общества. Массовая школа как интститут общественного обучения и воспитания, может и должна создавать благоприятные условия для поддержания интереса и тем самым выполнять социальный заказ. Иными словами – духовное просвещение – прямая обязанность современной школы.
Оппонентам, утверждающим, что для интересующихся достаточно воскресных школ при храмах, отвечу:специфика воскресных школ очевидна, они удовлетворяют потребность воцерковленных детей , глубоко верующих семей. Процент их ныне не велик, как не велико и количество таких школ. Воскресная школа не может быть массовым явлением – значит, большинство останется лишенным возможности услышатьСлово Божие, которое могло бы привести в Церковь…
Современные реалии в нашей стране таковы, что путь к Богу после века атеизма идет не естественным образом - сызмальства, от семьи, а через знания, которые школа может дать лучше семьи.
Место религиоведения в современной общеобразовательной школе и юридическая основа его преподавания
Согласно Конституции, школа в государстве, где Церковь отделена от него, Закону Божию учить не может. И вряд ли в ближайшем обозримом в законодательстве на этот счет произойдут кардинальные перемены. Вернуться к модели Российской гимназии образца 19 века, где богословский предмет стоял на первой строке учебного плана, в 21 веке так же невозможно, как дважды войти в одну и ту же реку… На мой взгляд это правильно. Наше светское образование, которое основные предметы школьного курса трактует по советскому материалистическому образцу (с малыми корректировками), и детям до сих пор вопросы антропогенеза преподают лишь с свете теории Ч. ............