Часть полного текста документа:Духовный детдом Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Бывают слова ключевые, отпирающие новую смысловую территорию. А бывают, если воспользоваться сходной метафорой, словесные задвижки. Сказал - и закрыл дискуссию. Даже размышления на заданную тему будто затворил. К таким "задвижкам", на наш взгляд, можно отнести клише "конфликт отцов и детей". Пятилетний ребенок говорит матери "заткнись"? - Подумать только! (Растроганная улыбка.) Уже проявляется конфликт отцов и детей! Подросток не приходит домой ночевать? - Ничего удивительного! (Снисходительно-знающая улыбка.) Это ж переходный возраст, неизбежное обострение конфликта отцов и детей! Юноша убил отца? - Мда... (Беспомощная улыбка со вздохом.) В наше время конфликт отцов и детей порой принимает опасные формы. И утешительный довесок: "Что делать? Сейчас такое по всему миру..." А что если все-таки приложить некоторые усилия и отодвинуть засов? Войти на порядком одичавшую территорию и заняться своеобразной прополкой, выдернуть хотя бы два-три крупных лопуха? Лопух первый: конфликт отцов и детей существовал всегда Однако такой глобальный конфликт непременно оставил бы заметный след в обычаях, традициях, особенностях жизненного уклада, был бы отражен в свидетельствах историков, этнографов, в художественной литературе. А там отражено нечто абсолютно противоположное. Русские крестьяне на протяжении многих веков жили большой семьей, включавшей в себя несколько поколений. Женатые сыновья могли, конечно, отделиться, но далеко не все стремились это сделать. Под Иркутском есть этнографический музей "Тальцы", и побывав там, можно убедиться, что даже не рубеже XIX-XX вв. отцы, женатые и неженатые дети, деды и прадеды жили одним, совсем небольшим, по нашим меркам, домом. А в качестве более просторного зажиточного дома экскурсантам показывают избу из двух половин. В каждой по горнице и кухне. Но даже здесь распределение было не такое, что на одной половине жили старики, а на другой молодые. Нет, вторая половина была парадной - для праздников и гостей. А на первой уживалось 20-25 человек! Летом, правда, женатая молодежь получала возможность уединиться в клетушках на сеновале, но с наступлением холодов семья опять собиралась в горнице. И так, с небольшими поправками и модификациями, жили по всей России. Прагматическими причинами (скажем, нищетой или нежеланием делить землю) это объяснить нельзя. В отдельных случаях, когда женатый сын, овдовевшая невестка или взрослая незамужняя девица желали самостоятельности, им выделялась часть земли, строился дом, отдавалась доля скота. Причем это могли себе позволить даже крепостные крестьяне! "Вот, например, в крепостной еще деревне Ярославщины (80-е годы XVIII века) сноха Маремьяна Яковлева ушла с сыном из дома свекра, - читаем в книге М.М. Громыко и А.В. Буганова "О воззрениях русского народа" (М., "Паломник", 2000) - По утвержденному миром договору свекор выделил ей и внуку часть надельной и часть купленной земли и, кроме того, долю хлеба, одежды и двух коров. Такие решения были нередки" (стр. 348). "В 1781 г. в Никольской вотчине братья Тякины, разделяя родительский дом между собой, решили сестре и тетке, если они пожелают жить отдельно, из "общего капитала" выстроить на своей земле "келью с особливым покоем" и "наградить" скотом, хлебом и платьем "без всякой обиды". ............ |