Часть полного текста документа:Духовный феникс Толочко П. П. В последнее время оживился интерес к вопросу о роли и месте православия в историческом развитии Украины. Ненавязчиво, но последовательно и четко в наше сознание внедряется мысль, согласно которой отставание Украины от цивилизованного Запада предопределено исторически. И виной тому якобы православие. В качестве примеров, подтверждающих этот тезис, фигурируют, в частности, и данные о доходах на душу населения. В странах, входящих в римско-католическую цивилизационную общность, они в десятки раз выше, чем в Украине. Иногда можно услышать, что Владимир Святославович, как говорится, поставил не на того коня. Вот если бы он принял христианство не из Константинополя, а из Рима, сегодня и мы находились бы на таком же уровне развития, что и западные страны. Вряд ли подобные рассуждения спонтанны. Слушая их, невольно вспоминается высказывание одного из заокеанских идеологов развала Советского Союза и стран социалистического содружества: "После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие". События 11 сентября 2001 года показали, что этот идеолог глубоко ошибался. Но жизнь подтверждает, что слова эти не были брошены на ветер. Практически во всех православных странах, как по мановению волшебной палочки, стали появляться так называемые автокефальные православные церкви. В Украине их образовалось даже две. В Югославии для развала страны и православия понадобились бомбы с обедненным ураном. Характерно, что новые православные церкви, как правило самопровозглашенные, очень агрессивно позиционировали себя по отношению к каноническому православию. Разрушительная для православия работа продолжается. Свое место в ней находит и тезис о неконкурентоспособности восточного христианства, его консервативности, неспособности адаптироваться к новым историческим реалиям. Параллельно с "модернизационными" процессами в православии в духовную жизнь украинцев внедряются также ценности католицизма и протестантизма разных мастей, других нетрадиционных для Украины вероисповеданий. Как грибы после дождя появляются на территории канонического православия католические и протестантские храмы. Вокруг них объединяются вчерашние православные. Причем церкви эти не испытывают недостатка в средствах, им покровительствуют иностранные спонсоры, их поддерживают имущие украинцы, в том числе и принадлежащие к политической элите. Некоторые из них позволяют себе неуважительные высказывания в адрес православного клира, якобы малообразованного и погрязшего в пороках. При этом сами "говоруны" далеко не являются примером благочестия. Новые "мессии" с завидным упорством ведут агитационную работу среди православного люда, пользуясь временным нестроением в стане православной церкви и материальными трудностями рядовых украинцев. Региональные религиозные объединения они пытаются превратить во всеукраинские, а их кафедры разместить не где-нибудь, а в Киеве - историческом центре восточнославянского православия. Я не буду здесь доказывать, что отречение от веры предков не относится к числу человеческих добродетелей. Отмечу лишь, что оно сродни отказу от своих предков, их духовности, обычаев, культуры, в конечном счете от своего прошлого. ............ |