МИНИСТЕРСТВО УКРАИНЫ ПО ДЕЛАМ
СЕМЬИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
Факультет олимпийского и профессионального спорта
Кафедра теории физического воспитания, олимпийского спорта и образования
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
ТЕМА:
«Двигательные умения и навыки»
Донецк 2008
План
1. Определение понятия навык. Разновидности навыков
2. Формирование навыка
3. Деавтоматизация навыка
4. Перенос двигательных навыков
5. Образование двигательного навыка
6. Структура обучения двигательным действиям
1. Определение понятия навык. Разновидности навыков
В настоящее время известно два типа осознания выполняемой деятельности:
1. когда осознается большей частью техническая сторона деятельности.
Человек, впервые приступая к деятельности, обращает внимание на все составляющие ее элементы.
2. наблюдается тогда, когда выполняемая деятельность в какой-то мере освоена и осознается главным образом ее цель, т.е. основное внимание направлено на результат частных действий, движений.
При этом есть возможность лучше сочетать отдельные элементы деятельности и выполнять ее точнее и быстрее благодаря навыкам.
Навык – это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизировано, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания.
Качество навыков различно из-за различной способности автоматизировано выполнять частные действия данной деятельности.
Навыки делятся на:
1. Умственные (сенсорные) – это навыки восприятия, сравнения (музыкальный слух, глазомер, чтение показания приборов)
2. Волевые навыки – это навыки дисциплины, подавления эмоций
3. Двигательные (моторные).
Процесс физического воспитания связан, в основном, с формированием двигательных навыков, о которых мы будем вести речь ниже.
В зависимости от условий, в которых двигательные навыки формировались, выделяют:
1. Сформированные и несформированные.
2. Молодые и старые.
3. Простые и сложные.
4. Разрозненные и комплексные.
5. Шаблонные и гибкие.
2.Формирование навыка
Навыку присуще: постепенность и неравномерность его формирования.
А.Ц. Пуни представил графически пофазное формирование навыка.
I – отрицательное ускорение
II – положительное ускорение
III - плато
Особенности формирования навыка.
1. Формирование двигательного навыка с «отрицательным ускорением». Заключается в крутом подъеме кривой в начале обучения, далее он замедляется и становится незначительным. Человек быстро осваивает основу действия, а детали осваивает длительно в последующем. Такой тип формирования навыка наблюдается при освоении простых двигательных действий, когда элементарные движения осваиваются быстро.
2. Формирование двигательного навыка с положительным ускорением. Формирование идет с большой трудностью (ошибки, недостатки и т.д.). ............