Часть полного текста документа:Санкт-Петербургский Государственный Морской Университет Кафедра истории Реферат по истории Санкт-Петербурга Дворцы и усадьбы Каменного острова Разработал: студентка гр. 71юр1 Королева А.Ю Проверил: Девятова М.Э. Санкт-Петербург 2000 ПЛАН 1. Введение 2. Название острова 3. Усадьбы 4. Дворцы на острове 5. Заключение 6. Список использованной литературы В Санкт-Петербурге насчитывается более сорока островов. Вся центральная часть города состоит из островов, образованных сетью рек и каналов. Невская дельта подверглась изменениям, и постепенно часть островов исчезла. Засыпка отдельных протоков и прокопка каналов прекращали существование одних островов или же приводили к возникновению новых. Острова Елагин, Крестовский и Каменный расположены в северной части дельты Невы. Из всех островов, на которых раскинулся Санкт-Петербург, только эти три получили называние "Острова" как имя собственное. С этим названием нерасторжимо связан образ огромного садово-паркового массива. Окруженные с севера и юга городскими кварталами, Острова остались уникальным парковым и архитектурным ансамблем, где памятники зодчества и современные спортивные сооружения раскрываются среди тенистых аллей, матово сияющих прудов и каналов. Названия и изображения Островов появились на картах дельты Невы задолго до 1703 года, их прошлое корнями уходит в те весьма далекие времена, когда приневские земли были в составе державы Великого Новгорода. Каменный остров, омываемый Большой, Малой и Средней Невками и рекой Крестовкой, получил свое наименование не позднее XVII века от финского kivi - камень. На шведских картах того периода, когда земли вдоль Невы были отторгнуты от России (1617-1702 гг.), он обозначен как kivi-saari, что русские дословно переводили как Каменный остров. По преданию, название произошло от огромного валуна, каменного массива, возвышавшегося из невских вод напротив южного берега острова. С самого начала Острова, оказавшиеся вне зоны основной городской застройки, стали местом расположения пригородных усадьб приближенных Петра I. Свой пригородный, парковый характер они сохранили и в дальнейшем. Дворцы, дачи, парковые сооружения создавались лучшими петербургскими зодчими и паркостроителями XVIII - начала XX века. П. Трезини, Дж. Кваренги, Л. Руска, Тома де Томон, А. Воронихин, К. Росси, С. Шустов, В. Стасов, А. Штакеншнейдер, Р. Мельцер, И. Фомин - мастера барокко и классицизма, модерна и неоклассики - создали здесь подлинные шедевры архитектуры, неразрывно связанной с ландшафтом, характером паркового и естественного окружения зданий. В их масштабе учитывались и водные пространства, и взаимосвязи сооружений, и своеобразие подходов к тому или иному памятнику с наиболее выразительной "видовой точки". Ландшафтная архитектура Островов воспринимается в движении, в постепенном переходе от одного здания к другому, в постижении их скрытых взаимосвязей. Может быть, именно поэтому сформировалась та особая художественная атмосфера Островов, которая привлекала на протяжении нескольких поколений архитекторов и живописцев, писателей и поэтов. Острова - совершенно особый мир внутри города и в то же время неотъемлемая часть его топографии и архитектуры, истории и искусства. Целостность и неповторимость этого замечательного ансамбля обладают непреходящей духовной ценностью. ............ |