Часть полного текста документа:Дядя Гиляй - поэт московского быта Альбина Владина "Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта, ибо именно он с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для тех, кто знает быт пушкинской эпохи..." - так писал Константин Паустовский в предисловии к знаменитой книге Владимира Гиляровского "Москва и москвичи". И главной ценностью работ писателя называл именно то, что он был "летописцем быта и комментатором своего времени". "Москва Гиляровского" - так предельно просто назвали свою новую выставку, только что открывшуюся в Музее истории города, ее устроители. "Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала... Мы шли со своими сундучками за плечами. Иногда нас перегоняли пассажиры, успевшие нанять извозчика. Вдали два раза ударил колокол - два часа! Темь, тишина, сон беспробудный... Так меня встретила в первый раз Москва в октябре 1873 года" - этими словами открывается самая известная книга дяди Гиляя. Он стал москвичом в 38 лет и будет этому факту через год ровно 130 лет. Действительно, прекрасный повод для подготовки экспозиции, воссоздающей атмосферу жизни Москвы на рубеже XIX - XX веков. Авторы задумали ее как некое виртуальное путешествие в Первопрестольную, переживавшую (как и мы нынче) эпоху социальных и экономических перемен. На смену извозчикам приходят конка и трамвай, водоразборные фонтаны уступают место городскому водопроводу, газовые и керосиновые фонари вытесняются электрическими, в повседневную жизнь горожан входят автомобили, телефон, фотография, кинематограф. Это - Москва Анны Карениной, Эраста Фандорина, еще совсем молодых профессора Преображенского и доктора Борменталя... Для устройства экспозиции автор художественного проекта выставки Валентин Ханин придумал замечательный игровой ход: Москва показана как бы через восприятие приезжего человека. А чтобы сделать этот образ более достоверным, гостя взяли да и изваяли из гипса в натуральную величину! Всего таких фигур шесть. Во-первых, сам дядя Гиляй - он сидит в глубине музейного дворика, и вы можете запросто увидеть его, проходя по Лубянке в сторону Ильинки. Фигура также изваянного путешественника первой встречает пришедших на экскурсию: этакий стройный молодой человек с усиками, в скромном сюртуке и с дорожным сундучком в руке. Явно не богат, но держится с достоинством. Потом мы увидим еще гипсовых дворника с метлой, городового под массивным уличным фонарем, мальчика-разносчика... Все эти фигуры известный московский скульптор Александр Головачев изваял, взяв за основу старинные фотооткрытки, запечатлевшие москвичей на улицах нашего города лет 110 назад. Что же мог увидеть прадедушка кого-то из нас, впервые очутившись в Белокаменной, как сумел бы обустроиться, где поесть, какие покупки сделать, куда вечером сходить? Более 600 экспонатов, собранных в музейном зале, помогают ощутить атмосферу давно минувших времен, вкусов, вещей... А еще здесь очень любопытные документы. Например, у стенда, где показан уголок небольшого гостиничного номера, можно получить немало полезных советов (осмелюсь заменить тогдашнюю орфографию на нынешнюю). ............ |