Часть полного текста документа:Джайнизм Джайнизм - одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры ("великого героя") и Джины ("победителя") - отсюда название учения. В ходе своего развития Д. разделился на ряд сект, из которых наиболее значительные: секта дигамбаров, т. е. обнажённых (буквально - "одетых странами света"), и секта шветамбаров ("одетых в белое"). Ядро религиозно-философской литературы Д. - джайнский канон (в основе которого лежат так называемые Джайна-сутры). Среди неканонической литературы наибольший интерес представляют сочинения Умашрати (1 в. до н. э.) и Сиддхасены Диракара (6 в. н. э.). Д., как и параллельный ему буддизм, явился реакцией на ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма. Д. отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия - бытии несовершенном и бытии совершенном, является основой Д. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с "материей", образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, которое и служит отличительным признаком несовершенного бытия. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагаются дживы, представляющие формы, в которые выливается существование неорганических веществ и растений. На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. (Т. о., бог в Д. - только одна из форм несовершенного бытия дживы.) Капля росы, человек, бог - ступени единой системы принципиально одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощённостью материей. Вверху иерархии джив находятся "освобождённые" дживы, для которых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы называются Титханкары; они являются в мир с известной периодичностью. Вардхамана считается последним из них в данную эру (двадцать четвёртым). Основным путём к "освобождению" Д. считает аскетизм. Аскетические принципы Д. предусматривают активное истребление телесного элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо отказа от одежды, строгого поста и прочее, всевозможные мучения и истязания). Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения малейшего вреда любому живому существу. Подчёркивание преимущественного и, в частности, нравственного значения аскетизма и строжайшее соблюдение аскетического образа жизни, предусматривающего тщательную разработку правил этого поведения, отличают Д. не только от буддизма, но и от всех др. систем Индии, также подчёркивающих важность аскетизма. Практическая часть Д. включает определённую обрядность, которая, вопреки принципиальному со стороны Д. отрицанию ритуальности, выработалась под влиянием потребностей "массового" почитания (храмовое почитание Титханкаров, публичная исповедь, чтение джайнских текстов и др.). Д., в отличие от буддизма, строго онтологичен - имеет учение о бытии; душа (джива) и "недуша" (аджива), включающая материальное, признаются в качестве равноправных, вечно существующих начал - субстанций. ............ |