Павел Павлович Захаров, Москва
«Золотой век альпинизма» - под таким определением в историю высокогорного спорта вошел период 1854-1865 гг. В этот период осуществлялось интенсивное изучение высокогорной зоны и покорения основных вершин Альп. Как ни странно, но инициаторами и главными действующими лицами были жители Туманного Альбиона – Англии. Но на первых этапах освоения Альп им чаще доставалась роль ведомых, чем лидеров. Основная же нагрузка во время восхождений приходилась на нанимаемых проводников из числа местных крестьян и охотников – сильных и мужественных «детей природы». В тот период между альпинистами, представлявшими состоятельные классы и гидами, выходцами из сельских общин, была достаточно большая «пропасть». Именно в этот период на альпинистском небосклоне появилась звезда Эдварда Уимпера. В 1861 г. он в составе британской экспедиции поднимается на Пельвý во Французских Альпах. В 1864 г. вместе с Адольфусом Муром и двумя лучшими высокогорными гидами того времени, Мишелем Кро (Шамони) и Кристианом Альмером (Гриндельвальд), совершает восхождение на непокоренный Экрéн. В июне 1865 г. Уимпер делает два выдающихся первовосхождения в Шамони: вместе с Кро, Альмером и Францем Бинером – на Гранд-Жорасс (две вершины из четырех этого массива, широко известного своей грозной северной стеной, носят имена Кро и Уимпера), и с Альмером и Бинером – на Эгюий Верт. К этому времени Маттерхон начинал играть особую роль в его альпинистских устремлениях.
В те времена ни у кого не возникало сомнения в том, кто же в Европе являлся сильнейшим альпинистом. Ответ всегда был однозначным – Эдвард Уимпер.
Кто же был Эдвард Уимпер? В 1840 г. в Лондоне, в семье художника-гравера Уимпера – старшего родился мальчик – Эдвард. Вскоре работа отца стала делом и его сына.
Однако первая же (1860) поездка в Швейцарию (по «командировке» отца) для сбора материалов для книг и открыток о горах, внесла существенные поправки в отношении Уимпера-младшего к возможности изменения своей деятельности. Он к этому времени привык делать каждое новое дело до конца. Он не «горел» горами и не особенно восторженно относился к горной природе. Но очень скоро понял, что горы и альпинизм могут дать ему новые возможности для раскрытия самого себя и для удовлетворения своего тщеславия. А этого качества у него было вполне достаточно. Хотя при этом он не знал ответа на вопрос - зачем ему все это надо?!
К моменту, когда Уимпер уже заявил о себе, как альпинист с серьезными устремлениями, среди остальных собратьев по альпинистскому сообществу, пожалуй, лишь Адольфус Мур мог составить ему конкуренцию. Они были почти одногодки - Мур моложе Уимпера был всего на полгода. К этому времени и у него в активе были серьезные достижения, например - переход Курмайор - Монблан - Шамони за один день, или восхождение Гринденвальд - вершина Веттерхорн - спуск Розенлауи - возвращение в Гринденвальд и все это, за полдня. Это ни чем не ниже уровня современного сильного спортсмена. Даже на общем высоком уровне физической подготовки альпинистов «Золотого века», показатели Уимпера и Мура выглядели впечатляющими.
Альпийские походы и восхождения постоянно привлекали его внимание видом знаменитой вершины Маттерхорн возвышающейся над Валисскими Альпами. ............