Введение
Искусство быть приятным собеседником помогает человеку в личной жизни и профессиональной деятельности. Основные правила данного искусства: умение правильно выбрать тему беседы; избегать спорных и запретных тем; уступать и при необходимости менять тему; следить за красотой и правильности своей речи; соблюдать речевые манеры.
Соблюдение речевого этикета помогает младшему школьнику развивать общение с детьми и взрослыми. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное отношение к себе, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Учитель, учитывая возрастные и психологические особенности детей, временные и другие возможности, может выделить на изучение речевого этикета всего несколько занятий.
Проблема эффективности речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально-активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считается развитие речевой деятельности учащихся.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмета, цели, гипотезы исследования.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников основам речевого этикета.
Предмет исследования: содержание и организация кружка «Я умею общаться».
Цель: сравнить эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи.
Гипотеза: кружок «Я умею общаться» будет способствовать усвоению младшими школьниками основ речевого этикета, если его содержание будет направлено на социально значимые для младших школьников ситуации, а приемы будут соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Задачи исследования:
1.проанализировать научную литературу по теме исследования;
2.выявить актуальный уровень владения младшими школьниками речевым этикетом;
3.разработать и апробировать программу кружка «Я умею общаться»;
4. провести анализ результатов экспериментальной работы.
Методы исследования:
1.аналитический;
2.наблюдение за учебным процессом в школе;
3.эксперимент;
4.статистическая обработка данных.
1. Теоретические основы методики обучения младших школьников речевому этикету
1.1 Методические основы развития речевой деятельности младших школьников
Речь – один из видов общения, который необходим людям в их современной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. ............